Новости

50 лет назад впервые состыковались два космических корабля: откровения участника событий

Мы встретились с лётчиком-космонавтом Борисом Волыновым
50 лет назад впервые состыковались два космических корабля: откровения участника событий
Борис Волынов. Фото Игорь Генералов, "Metro"
Борис Волынов. Фото Игорь Генералов, "Metro"
Борис Волынов. Фото Игорь Генералов, "Metro"
Борис Волынов. Фото Игорь Генералов, "Metro"
Борис Волынов рассказал, как космонавты справляются со стрессом. Фото Игорь Генералов, "Metro"
Борис Волынов. Фото Игорь Генералов, "Metro"1/4

Полвека назад произошла первая в мире стыковка двух космических кораблей. Metro встретилось с командиром "Союза-5" Борисом Волыновым в Звёздном Городке и узнало, как космонавты справлялись со стрессом и что такое по-настоящему жёсткая посадка.

Даже спустя 50 лет после исторического полёта у Бориса Волынова горят глаза. – Извините, пожалуйста, я буду говорить правду, ладно? – предупреждает космонавт и начинает рассказ.

С чего всё начиналось
– Я понимал, что посадка не будет мягкой и я, скорее всего, погибну. Но откинул все мысли и занялся делом, – вспоминает лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Борис Волынов.
16 января 1969 года произошла первая в мире стыковка в космосе двух пилотируемых космических кораблей – "Союз-4" под командованием лётчика-космонавта Владимира Шаталова и "Союз-5", командиром которого был Борис Волынов. Однако организовать стыковку и выход в открытый космос Евгения Хрунова и Алексея Елисеева оказалось легче, чем вернуться на Землю. Во время снижения у "Союза-5" не отделился приборный отсек от спускаемого аппарата корабля.
– Посадка была жёстче, чем об этом говорят и пишут, – рассказывает Волынов. – Это был взрыв, я летел кувырком с перегрузками до 10g, то есть на пределе человеческих возможностей. Но при этом контролировал процесс сближения.
При приземлении космонавт получил переломы корней зубов верхней челюсти. Но вспоминает он об этом с улыбкой:
–  Когда расшифровывали записи из кабины корабля, сказали, что я единственный космонавт, который не использовал нецензурную лексику в чрезвычайной ситуации.
Кстати, супруга космонавта Тамара  Фёдоровна узнала о жёсткой посадке мужа только через 10 лет – вся информация была строго засекречена.

4
часа 35 минут корабли "Союз-4" и "Союз-5" находились в стыкованном состоянии

Времени на эмоции не было
Как же получалось у космонавтов справляться со стрессом? У Бориса Волынова есть ответ и на этот вопрос:
– Главное в нашем деле – это умение рисковать, брать себя в руки и всегда анализировать происходящее. Конечно, мысли о том, что что-то может пойти не так, были всегда, особенно учитывая то, что предыдущие попытки стыковки заканчивались неудачно. У нас всё было впервые, эмоции зашкаливали, но на них у нас было не более десяти секунд: остальное отдавалось работе.