Памятник Минину и Пожарскому намертво прилип к открыточному образу Москвы, и мы почти перестали его замечать, хотя в своё время его появление было сенсацией. О необычных историях, связанных с ним, расскажут на выставке, которая открылась в Историческом музее к 200-летию монумента.

6 ФАКТОВ О ЗНАКОМОМ ПАМЯТНИКЕ

Первоначальный вариант

Первый эскиз памятника появился в 1807 году. Оба героя стояли, а ведущая роль принадлежала князю Пожарскому. Потом концепция изменилась и стала ближе к исторической правде, ведь в реальности это горожанин Кузьма Минин пришёл к раненому князю, принёс ему меч и щит и призвал освободить Москву от польской интервенции. "В период наполеоновских войн нужно было сакцентировать внимание на роли народа, - объяснил Metro Евгений Лукьянов, куратор выставки "Памятник Минину и Пожарскому в Москве". - Минин не так прост, конечно, он был уважаемый горожанин, мещанин. В XVII веке была такая патовая ситуация, что было не до социальных различий".

Всем миром

Деньги на создание памятника собирали всей страной. Самый большой вклад внёс император Александр I, но некоторые  пожертвования были совсем небольшими – всего в пару копеек. После открытия в 1818-м вышла брошюра о его создании, и большую её часть занимал длинный список жертвователей. Ещё в 1809 году по разным городам была разослана гравюра с изображением проекта, чтобы люди понимали, на что они вносят деньги. Таким образом, памятник стал по-настоящему знаком всем жителям империи. "Памятник привлекал много туристов из других городов, ведь он был знаменит на всю страну", - добавил куратор.

Место автору

С двух сторон на постаменте есть барельефы. На одном из них изображён сбор пожертвований в XVII веке на ополчение для защиты Москвы от польских войск. Слева изображён сам скульптор Иван Мартос, отправляющий двух своих сыновей в ополчение. Их он, правда, отправил на войну 1812 года.

Своя война 

Памятник открыли 20 февраля 1818 года. Специально на открытие главного монумента нашей страны в Москву прибыл император Александр I с супругой, матерью и братьями. Во время церемонии по площади проходили войска гвардии. Таким образом, прошёл первый парад на Красной площади. Открытие памятника совпало с небывалым подъёмом патриотизма после победы над Наполеоном. Глядя на Минина и Пожарского, москвичи XIX века видели героев Отечественной войны 1812 года, а сквозь образы оккупированной поляками столицы проглядывали всё ещё свежие воспоминания о сожжённой перед приходом Наполеона Москве.

Древнегреческий князь

"Пожарский изображён как античный герой, потому что по-другому в это время и быть не могло. Всех героев по канонам классицизма изображали как античных персонажей", - объяснил Евгений. Однако в этом памятнике его автор немного отошёл от канона в угоду исторической справедливости. Например, туники он сделал длиннее, чем античные, а Кузьму Минина одел в порты, пусть и тоже стилизованные под древность. О Древней Греции нам также напоминают щит и другие элементы композиции. Скульптора критиковали за это, но таковы были правила. Кстати, Медный всадник в Санкт-Петербурге тоже в античных одеяниях.

Переехали

Первоначально скульптор Иван Мартос выбрал место для своего памятника почти посередине Красной площади, ближе к тогда ещё старым торговым рядам, стоявшим на месте ГУМа. К храму Василия Блаженного его передвинули уже при советской власти, в 1931 году, по основной версии, чтобы монумент не мешал парадам. Но в итоге горожане начали посмеиваться над тем, что получилось: если изначально Минин указывал рукой на Кремль, призывая князя освободить его от захватчиков, то теперь он указывает на мавзолей с совсем не очевидными целями.