Гренландия в переводе с датского «зеленая страна». Произнося это название, мы представляем арктический остров полный льда, не имеющего границ, страшных белых медведей и немногочисленных охотников, выживающих в тяжелых условиях. Несмотря на эти стереотипы, к нам во время недельной экспедиции Metro Photo Challenge этот северный уголок был очень приветлив.
В нашей команде собрались люди из Бразилии, Колумбии, Дании, Исландии, Ирландии, Украины и Румынии. Все участники прежде всего прибыли в Рейкьявик. В спортивном магазине в столице Исландии мы закупали теплую одежду. Мы с шутками примеряли ее в то время, как гид нашей экспедиции Йортур Самарасон объявил: «Наш самолет отправляется через 20 минут»!
Наша команда спешно отправилась в аэропорт и сразу погрузились в 18-местный турбовинтовой самолет. После приятного двухчасового полета в иллюминаторе показалась огромная белоснежная Гренландия. Зубчатые цепи гор выглядели страшно, но все же гигантские айсберги и льдины напоминали куски меренг – чего-то сладкого и привлекательного. Я только почувствовал вкус этого места, но мне уже хотелось еще.
После того как мы приземлились в деревне Кулусук, моим следующим для «дегустации» кусочком Гренландии оказалось северное сияние. В тот вечер я, Йортур и глава фотоагентства Colourbox Эсбен Дарлин Менг переправились через ледяной фьорд, чтобы рассмотреть световое шоу, которое разыгралось на небе. Зеленоватое северное сияние образуется на ночном небе благодаря взаимодействию заряженных частиц солнечного ветра с ионами магнитного северного полюса. После рассказа научной версии Йортур, смеясь, отметил, что он предпочитает объяснять явление норвежской притчей: «Это валькирии скачут по небу». Ну что ж, неплохо в качестве сказки на ночь.
После ночевки в Кусулуке мы отправились на вертолете в Тасиилак, поселение из 2 тыс. человек, которое выделяется из окружающего ландшафта благодаря цветным деревянным домикам. Здесь дети играли в футбол, местная женщина Томасин Умеринек развлекала нас традиционными танцами, а вокруг кружила свора собак.
Эти дружелюбные животные не только веселили нас?– они служили практически вечными двигателями наших упряжек, когда мы отправились к далеким горам. «Дех! Дех! (Вперед! Вперед!) кричит каюр Микаэль Кристенсен на гренландском, щелкая хлыстом из тюленьей кожи, чтобы сани с тремя людьми сдвинули с места 14 собак. Я влюбился в этих зверей, увидев, как они без устали бежали по снегу и с энтузиазмом тянули наши сани вверх по склону, тяжело дыша и болтая языками.
После многочасовой езды мы наконец прибыли на место нашей ночевки – вершину ледника Тинит, откуда открывался вид на фьорд Сермилик, где каждый год образуются сотни айсбергов. Панорама восхитительная, но температура невыносима – минус 20?градусов, а нам еще предстоит разбить палатки на ночь. У меня была роскошная одноместная палатка, но так как я был там один, было довольно холодно. На деле та ночь на вершине ледника оказалась просто невыносимой. Хотя теплый спальный мешок создавал подобие уюта, штормовой ветер со снегом, известный как «Питерак», не давал мне покоя. Утром я хотел умыть лицо влажными салфетками, но не смог этого сделать, потому что они стали твердыми, как скала!
Потом наша команда переехала в деревянный домик, расположенный между двух вершин дальше вниз по фьорду. Как только мы разместились в нашем новом доме, местный житель показал нам на мобильном телефоне фото белого медведя и его детеныша, которые он только что сделал. Он с энтузиазмом показывал на холм, так что мы отправились прямиком туда, чтобы самим увидеть этих прекрасных северных животных. Но как ни вглядывались в дрейфующие льдины и головокружительные горы – все тщетно, медведи уже ушли.
Тогда Микаль отвел нас к фьорду, где поскреб об лед остатком гарпуна. Вскоре после этого из воды показалась голова любопытного тюленя. Мы быстро достали камеры, чтобы сфотографировать животное.
Наша встреча с тюленем стала последней на фьорде. Вскоре мы вернулись в Тасиилак, а потом и в наши страны. С тех пор, когда я рассказываю он наших приключениях, всегда говорю: «Хотя мы не видели белых медведей, но мы забирались на вершину горы и видели все остальное».
