В России может быть принят закон, регулирующий работу коллекторов – лиц, занимающихся взысканием долгов по кредитам в пользу банков. По крайней мере, президент Владимир Путин накануне на встрече с парламентарием Сергеем Мироновым обещал рассмотреть имеющиеся инициативы. Народный избранник, в частности, предложил включить в документ запрет на передачу третьим лицам долгов без согласия самих должников, ссылаясь на то, что зачастую это полубандитские структуры.

Страна действительно переживает эпидемию нападений на граждан со стороны коллекторов. Последний инцидент произошёл в Петербурге: дверь квартиры залили монтажной пеной. Но случаи только за полторы недели – «на любой вкус». В Ульяновске «коктейль Молотова» бросили в окно (ребёнок и его дед получили ожоги). В Петрозаводске «выбиватели долгов» пригрозили сжечь детский сад. Угрозы матери-одиночке в Кемерово заставили горожан собраться и выплатить за неё кредит. Всё это произошло уже после обещания прокуратуры взять деятельность коллекторов под контроль. А на Урале агрессивные действия довели человека до самоубийства.

Впрочем, в эффективность ограничений коллекторского рэкета в рамках закона эксперты рынка, опрошенные Metro, не слишком верят.

– В документе можно прописать что угодно, – отмечает Андрей Власс, омбудсмен Ассоциации антиколлекторов России. – Скажем, нельзя звонить по ночам, приходить на дом и так далее. Но вы правда считаете, что после того как должник скажет своё решительное «нет» общению с коллектором, тот будет действовать в рамках закона? Я выступаю против принятия каких-либо законодательных актов. Вместо наведения порядка мы просто легализуем «выбивателей долгов».

Андрей Мироненко, эксперт рынка задолженности, соглашается с этим.

– Коллекторы и так работают вне рамок правового поля, часто по ту сторону закона, – комментирует он. – Если они бросают зажигательную смесь в окна, они уже бандиты. И статьи в Уголовном кодексе на их счёт имеются. По ним и нужно работать.

Андрей Власс также отказывается делить коллекторов на хороших и плохих.

– Крупные агентства ссылаются на то, что, мол, они белые и пушистые, а нарушают закон другие. Это просто детский лепет, – заключает он.

Бывший сотрудник коллекторского агентства Александр связывает более агрессивное поведение экс-коллег с ростом количества долгов и поведением самих должников.

– Многие, чувствуя безнаказанность, вообще напрочь отказываются платить банкам, – говорит он Metro. – Нагло, со знанием дела.