Все по науке
Сотрудник сомнологического центра, психотерапевт Леонид Третьяк рассказал Metro, почему некоторые сны имеют свойство сбываться.
– Это действует, как своего рода вероятностное прогнозирование, – объяснил он. – Мозг начинает рассматривать множество вариантов развития событий, комбинировать их в разной последовательности. И неосознаваемые латентные (скрытые) связи, существующие в нем, складываются в максимально возможную комбинацию. А она эмоционально так воздействует на человека, что он её запоминает. Это происходит во время парадоксальной фазы сна, которая для внешнего наблюдения проявляется быстрым движением глаз. В целом, вещий сон – это явление, близкое к интуиции. Мы как бы продумываем неосознаваемое в обычной жизни, как программа, работающая на нашем компьютере в фоновом режиме. В этом процессе взаимодействует и биохимия мозга, и психофизиология.
Есть и другая версия – вещие сны передаются генетически.
– Один из исследователей, Мишель Жуве, считал, что сновидения – это тренировка инстинктов, – добавил специалист, – при которой происходит взаимное влияние генетической и индивидуальной памяти, что ДНК посылает нашему мозгу сюжеты генетической памяти для проигрывания их в воображении и подготовки к стрессовым событиям.
Верить или нет
Психотерапевт Третьяк объяснил, как отличить вещий сон от обычного.
– Обычно то, что относится к предвидению – это очень заряженное переживание, явно отличающееся новизной, то есть, с одной стороны, беспокоит, а с другой – ранее в таком контексте не рассматривалось, то есть, это событие, которое четко запоминается. Поcле вещего сна остается ощущение откровения, озарения от неожиданно поданной информации. Как будто задача, над которой компьютер работал в фоновом режиме, неожиданно нашла решение. Управлять ими сознательно нельзя, но человек может использовать желание как проводник, чтобы «заказать» сновидение на определенную тему и получить от своей интуиции подсказки ответов на сложные вопросы.
Обычно вещие сны снятся мечтателям.
– Это люди интуитивного типа, чаще всего с правополушарной логикой. В жизни они, как правило, более чувствительны и ранимы. Они очень легко принимают эмоции других людей, обладают высокой эмпатией. Часто сочетают образное воображение и абстрактно-логическое. У них обязательно должен быть доступ к эмоционально-образной сфере, развитая способность к символизации. Они часто грезят о реальном мире, примерно так, как Сальвадор Дали видел свои картины.
Сны и приметы
Леонид Третьяк рассказал, что даже некоторые приметы из народных сонников имеют под собой научное основание:
– Имеет место косвенная ассоциативная связь, например, подъём в гору может ассоциироваться с душевным подъёмом, комнаты в доме символизируют уголки души. Хотя львиная доля, процентов шестьдесят народных примет, относятся скорее к пустым суевериям, чем к реальности. А другие обоснованы физическими причинами, и предшествуют началу заболеваний. Так, сны, в которых человеку снится, что его душат, могут указывать на проблемы с дыханием или сердечную недостаточность, сюжет резкого падения вниз может быть характерен для ночных нарушений сердечного ритма. При сахарном диабете часто снятся сцены обильных трапез, жажды и питья. В анализе сновидений гораздо важнее эмоциональное содержание сна (ощущение и чувство), чем символическое значение.
