В швейцарской Лозанне Иран и "шестёрка" международных посредников (США, Великобритания, Франция, Германия, Россия и Китай. – Прим. ред.) на переговорах по ядерной проблеме продвинулись вперёд, однако этот процесс идёт медленно, сообщает телеканал «Аль-Арабия» со ссылкой на иранских переговорщиков. Рамочное соглашение по программе Ирана может быть подписано уже в ночь на 1 апреля.

В центре готовящегося соглашения гарантия того, что в Иране не будет производиться достаточно материалов для изготовления ядерного заряда. В ответ на принятые обязательства воздерживаться от обогащения урана Тегеран получит снятие наиболее болезненных экономических санкций.

Стороны обсуждают возможные компромиссы по вопросу ограничения количества центрифуг, используемых при обогащении урана, а также в отношении наработки радиоактивных материалов, необходимых для медицинских исследований.

Ограничения, которые предусмотрены готовящимся соглашением, могут действовать в течение 10 лет и включать в себя жёсткие меры в части инспекций ядерных объектов Ирана.

Metro узнало у политолога, генерального директора Центра изучения современного Ирана Раджаба Сафарова о том, что ждёт мировое сообщество после подписания договора с Ираном 

Цены на нефть

"Это одна из глубочайших, серьёзнейших проблем мировой геополитики, – рассказал Metro эксперт. – От решения этого вопроса во многом зависит международная безопасность, энергетическая безопасность, вопросы регионального взаимодействия многих стран. Если соглашение будет подписано, то совершенно очевидно, постепенно с Ирана будут сняты санкции. Это означает возвращение Ирана на мировой энергетический рынок более активным образом. Это не может не повлиять на общую цену нефти, поскольку Иран является четвёртым экспортёром в мире. На рынок будет предложен ещё, как минимум, один миллион баррелей в день. Получается, что предложение будет превышать спрос. Цены могут упасть, это будет затрагивать интересы тех стран, чья экономика базируется на продаже нефти, в том числе России".

Начало заката для Саудовской Аравии

"В первую очередь оно имеет геополитическое значение, – объяснил Сафаров. – С подписанием этого соглашения Иран как очень важный региональный игрок привлечёт внимание очень многих государств, которые имеют интересы в регионе, в том числе Европа и США. Возвращения Ирана не хотят Саудовская Аравия, руководство Израиля и многие монархии Залива, поскольку это мощнейший экономический конкурент и идеологический оппонент. Это будет началом заката Саудовской Аравии как супердержавы Персидского залива и будет началом восхождения и усиления роли Ирана как супермощное региональное государство.

Кроме того, подписание соглашения выгодно европейцам, Ирану, США, России. США может использовать возможности Ирана в решении иракского вопроса, афганского, сирийского, в борьбе с “Исламским государством”. Это позволит приструнить немного Саудовскую Аравию".

Чего ждать России

"С одной стороны, для российских компаний ситуация будет иметь печальные перспективы, так как Россия не может конкурировать с Западом по части инвестиционных возможностей, эффективности технологии, – рассказал Сафаров. – При этом имеется очень интересный вариант, когда российские компании, будучи необременёнными санкциями Совета ООН, так и не пришли в Иран, поскольку они интегрированы в мировую экономику. Российских компаний сейчас в Иране практически нет. Со снятием санкций возникают возможности для компаний претендовать на часть иранской экономики: в первую очередь ядерная энергетика, просто энергетика, машиностроение, часть высоких технологий, которые практически на других рынках невозможно будет реализовать. Для России подписание соглашения – это позитивный сигнал".

Почему договор до сих пор не был подписан

"Договор до сих пор не подписывается из-за его величества произраильского международного лобби, – заявил Раджаб Сафаров. – Этого не хочет руководство Израиля, Саудовская Аравия и монархии Залива, не хотят этого республиканцы в Конгрессе США, поскольку они находятся под жёстким прессингом израильского лобби, и часть демократов. Американцы с одной стороны защищают интересы Израиля, а с другой стороны хотят наказать Барака Обаму за его недальновидную, беззубую политику".