Шурик Жбанчик каждый день просыпается в шесть утра. Выходит из своего вагончика, чтобы накормить коров, затем топит печь и идёт заготавливать дрова.
Монастырское стадо 13-летний Шурик пасёт почти месяц. И уже изучил все тонкости пастушьего ремесла: определяет, у кого из бурёнок какое настроение, делит своих подопечных на чёрно-белых и бело-чёрных, зовёт их по именам.
Ещё месяц назад ни сам Шурик, ни его мама Ирина не подозревали, что им придётся осваивать новые профессии. Мать и сын паковали чемоданы, чтобы уехать из родного города Славянска, охваченного войной.
– Сына воспитываю одна, родных у нас в Славянске нет, – рассказывает Metro Ирина Жбанчик. – Последние два месяца мы жили под обстрелом. Сын практически не учился. Как только затихнут взрывы, идёт в школу. На втором-третьем уроке объявляют тревогу, дети бегут домой. И я бегу с работы, чтобы обнять Шурика... И когда мы узнали, что Приозерское подворье Валаамского монастыря готово приютить жителей Восточной Украины, собрали четыре сумочки – всё, что могли унести в руках, сели в автобус и поехали...
Ирине предложили работу в трапезной подворья.
– Пирожки я умею печь чуть ли не с рождения, чем сейчас и занимаюсь, – говорит Ирина. – Живу у прихожан из храма.
На лето Шурика определили пасти монастырское стадо.
– В Славянске он тяжелее ручки ничего не поднимал, а коров видел только по телевизору, – смеётся Ирина. – Теперь появилось много новых навыков, это хорошая школа.
Ирина Жбанчик принципиально не смотрит новости.
– В Славянске, пока не вырубили телевизор, показывали украинские новости. Потом, когда ополченцы взяли телевышку, стали смотреть российские. Везде всё «пересаливают». А я почувствовала всю эту войну на себе, у меня своя правда. Даже если каким-то чудом не разбомбят мою квартиру в центре города, то вокруг уже нет инфраструктуры. Для меня Славянска больше нет – сейчас в городе такая концентрация горя, что жить там просто невозможно. Уезжали мы на пару месяцев, а сейчас понимаем, что навсегда.
В Славянске Ирина много лет проработала художником-керамистом.
– Наш город ведь чем был знаменит? Своими курортами и посудой. Я всю жизнь занималась фарфором и керамикой и очень надеюсь, что смогу найти работу по специальности в Петербурге или Ленинградской области, проявить себя и быть полезной. Мне надо сына растить. Сейчас вот русским языком будем заниматься, а то на Украине Шурик его изучал раз в неделю. Естественно, есть проблемы, будем их решать.
