"Сельский крестный ход на Пасхе". Василий Перов
Несколько героев картины, например поп, изображены здесь подвыпившими. Московские "любители
изящного" тогда заявили, что картина оскорбляет нравственное чувство зрителей. А вот Фёдор Достоевский высоко оценил творчество мастера. Живописцы должны суметь "в чёрством герое откопать человека", настаивал он.
"Вихрь". Филипп Малявин
Здесь изображена праздничная пляска крестьянок. По мнению критика Виктора Буренина, Малявин "намалевал на своём полотне пьяных баб", стараясь этим завоевать почёт и уважение "интеллигентской черни". Другой критик, Владимир Стасов, писал: "Что такое вся картина "Вихрь", как не холст, на который вылито несколько ушатов красной краски".
"Торжествуют". Василий Верещагин
На картине на центральной площади Самарканда высятся деревянные шесты с отрубленными головами русских солдат. Многие царские сановники и представители высшего генералитета увидели в картине ложное и антипатриотическое содержание, позорящее честь русской армии.
"Неизвестная". Иван Крамской
Внешний облик модели, её горделивая осанка, поворот головы и надменный взгляд выдавали в ней даму полусвета, возможно содержанку. Публика осуждала подчёркнуто вызывающий женский образ, который никак не сочетался с этическими принципами XIX века.