Трамваи военной эпохи, которые когда-то ходили по улицам блокадного Ленинграда, вышли на улицы современного Петербурга. В честь 70-летия Победы, 9 мая 2015 года в городе на Неве состоялся парад ретро-трамваев. В нём приняли участие вагоны МС, ЛМ-33 и ЛП-33. Все желающие, при наличии сидячих свободных мест, могли проехать в старинных вагонах. В этом году впервые в параде ретротрамваев принял участие грузовой вагон Гму и грузовая платформа с цистерной. Грузовой вагон шёл украшенный шарами, из которых сложили "70 лет" и георгиевскую ленту.

-Этот грузовой вагон был выпущен в 1940-м году, - рассказал Metro замдиректора музея городского электрического транспорта Павел Ялышев. – Он был модернизирован в конце 70-х годов прошлого века: была переделана кабина. В годы войны грузовые вагоны были пущены раньше, чем пассажирские – пассажирское движение после начала войны и блокады города возобновилось 15 апреля 1942 года, а грузовое – уже с 7 марта. С этого момента на грузовых вагонах вывозили мусор, очищали город, потому что опасались, что может начаться эпидемия из-за того, что в годы блокады порой у людей не было сил похоронить своих родных и близких – они так и оставались лежать на улицах и во дворах. После 15 апреля, когда уже пошли пассажирские трамваи, грузовые вагоны продолжили работать. В годы войны они подвозили продукты, перевозили военные грузы, дрова и многое другое.

Все вагоны, которые приняли участие в параде ретротрамваев 9 мая в Петербурге, ходили по городу и в военные годы. Вагоны серии МС-1 и МС-4 (Моторный Стальной), которые шли в начале колонны, были выпущены ещё до войны. МС-4 - более поздняя версия МС-1, была выпущена в 1932 году. После этого вагоны типа МС больше не выпускались - в Ленинграде открылся вагоноремонтный завод, который начал выпускать вагоны типа МА (Моторный Американского типа) и ПА (Прицепной Американского типа). В народе их называли просто - "Американка".

- Вагон этого типа представлен в нашей колонне - ЛМ-33 и ЛП-33, - рассказывает Павел Ялышев. - Трамваи ремонтировались, реставрировались: деревянные рамы сохранились тех времён, во многих вагонах уцелела отделка салона.. Затем их передали в музей. После реставрации они приведены в вид, соответствующий определённому периоду – в конце 20-х или 40-х годов. Кстати, за эти годы колея не менялась, как и напряжение в сети. Так что ретротрамваи выходят в рейс по праздникам и в наши дни.