Галереи и видео

Она покорила Станиславского и парижан: работы "русской Коко Шанель" можно увидеть воочию

На ВДНХ открылась выставка творчества первого русского модельера и театрального художника Надежды Ламановой "Гений в юбке и её эпоха"
Она покорила Станиславского и парижан: работы "русской Коко Шанель" можно увидеть воочию
Она покорила Станиславского и парижан: работы "русской Коко Шанель" можно увидеть воочию
Костюмы из фонда музея МХАТ, созданные в мастерских при участии Надежды Ламановой. Фото Маргарита Лемешко., "Metro"
Костюмы из фонда музея МХАТ, созданные в мастерских при участии Надежды Ламановой. Фото Маргарита Лемешко., "Metro"
Кружево и цветы. Театральное дамское платье. Декольте отделано белым кружевом и букетом цветов. Фото Маргарита Лемешко., "Metro"
Вышивка бисером. Платье-туника из жоржета и крепдешина, расшитое вручную растительным орнаментом из бисера. Фото Маргарита Лемешко., "Metro"
Жемчуг. Реконструкция шапочки-«кички» из бархата с вышивкой жемчугом. Фото Маргарита Лемешко., "Metro"
Мех и кисточки. Реконструкция пальто из шерсти с отделкой мехом, вышивкой и кисточками. Фото Маргарита Лемешко., "Metro"
Костюмы из фонда музея МХАТ, созданные в мастерских при участии Надежды Ламановой. Фото Маргарита Лемешко., "Metro"1/5

300  мастериц работали в ателье Надежды Ламановой.

"Она набрасывала ткань на стоящую перед ней заказчицу и, подумав одно лишь короткое мгновение, располосовывала эту чудесную дорогую ткань большими, очень острыми ножницами <...> Затем выхватывала изо рта, полного булавок, несколько штук, прикалывала где-то что-то <...> И перед вами появлялись очертания чего-то нового, изящного, совершенного", – описывал Ламанову советский писатель Владимир Матов.

Первый русский модельер Ламанова родилась в 1861 году под Нижним Новгородом и уже в 16 лет начала своё восхождение на модный пьедестал. Переехав в Москву, она поступила в школу кройки и шитья Ольги Суворовой, а через два года стала "моделистом" в популярном ателье мадам Войткевич. В 24 года Надежда Петровна решилась открыть собственное дело.

Она быстро приобрела известность благодаря безупречно сидящим нарядам. Модельер работала, подкалывала и драпировала ткань на моделях, что было непросто, но результат оказывался выше всех ожиданий. Клиентками Надежды Петровны были обеспеченные дамы, представительницы купеческого сословия, а также богема и аристократки.

В 1898 году Ламановой пожаловали звание поставщика двора Её Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны, а позже она стала поставщиком и самого двора Её Императорского Величества.

В 1901 году Константин Станиславский пригласил модельера в Московский Художественный театр для создания костюмов к спектаклям "В мечтах" и "Вишнёвый сад". С тех пор на протяжении 40 лет она была самым востребованным художником по сценическому костюму.

После революции мастер роскошных нарядов для аристократии начала создавать одежду для широких слоёв населения, не жертвуя при этом ни качеством, ни подходом к работе. "Революция изменила моё имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей", – говорила о себе Надежда Ламанова.

Но, к несчастью, ей не удалось избежать ареста за дворянское происхождение. Пробыв в заключении 2,5 года в Бутырской тюрьме, она была освобождена благодаря ходатайствам Максима Горького.

В 1925 году она представляла СССР на Всемирной выставке в Париже. Там она показала зрителям коллекцию в русском стиле, которая резко отличалась самобытностью от европейского образа моды того времени, и получила за неё Гран-при.