Капитан команды Дмитрий Лисов в откровенном интервью Metro рассказывает о своём виде спорта, фаворитах турнира и вспоминает личную историю. Это история про победу человеческого духа над телом

Он родился в подмосковном Домодедове в семье, далёкой от спорта. Отец работал машинистом тепловоза, мать – раскройщицей. Мальчик рос абсолютно здоровым. Но когда ему не исполнилось и трёх лет, случилось несчастье. Сам он в силу возраста не запомнил, что произошло, и сейчас рассказывает всё со слов очевидцев.

– Мы гостили в деревне у бабушки в Курской области. Я без спросу убежал гулять и очутился возле проезжей части. Там был очень неудобный для машин поворот. Из-за него вырулил КамАЗ, водитель которого меня не заметил. Я закричал, непонятно зачем начал перебегать дорогу и в итоге попал под грузовик. Очнулся в кабине того же КамАЗа, на нём меня везли в больницу. К сожалению, случилось заражение крови, левую ногу пришлось ампутировать.

Дима был тогда ещё слишком юн, чтобы осознать произошедшее и понять: необходимо строить жизнь по-новому. Мальчику изготовили протез, окружили ещё большей родительской заботой. Важную поддержку оказывала сестра.

– Потом у меня начали появляться друзья, – продолжает Лисов. – Они не делали мне никаких снисхождений, сам я тоже не просил поблажек. И ссоры были, и драки. Бегали все вместе, лазили где-то. Конечно, я понимал, что куда-то залезть не могу. Но в целом не чувствовал никаких ограничений или особенного отношения. Рос и воспитывался в самой обычной среде самого обычного двора.

"Катались на покрывалах"

В ту пору Диму привлекал футбол – сперва он играл с друзьями, потом начал выступать за команду ампутантов. Увы, в паралимпийскую программу эта дисциплина не входит. А Лисов уже тогда грезил поездкой на Игры. 

– В 2008 году мне повезло, – рассказывает он. – Волею судеб я попал на летнюю Паралимпиаду в Пекине в качестве болельщика. Проникся духом соревнований и загорелся мечтой тоже стать частью этого спортивного праздника. Вернувшись домой, стал искать себе паралимпийский вид спорта. Пробовал силы в лёгкой атлетике, настольном теннисе. Как-то в наш домодедовский спортклуб инвалидов позвонили из областной федерации: "У вас там есть молодой парень, мы его приметили на спартакиаде. Не хотел бы он заняться следж-хоккеем?"

Оказалось, что с прицелом на Паралимпийские игры 2014 года под Сочи начали развивать этот новый для России вид спорта и искали заинтересованных юношей. Лисов согласился:

– Я тогда был далёк от хоккея. Я его не знал и не понимал. Но вдруг подумал: почему бы и нет? Вскоре мы заехали на базу и начали тренироваться. Из-за трудностей с растаможкой хоккейные сани ещё не привезли, и первое время мы просто катались по паркету на покрывалах, имитируя какие-то движения. Потом, уже сев в сани и выехав на лёд, сразу понял: я остаюсь, хочу этим заниматься!

"Одному отрезало палец"

Расхожее выражение "Трус не играет в хоккей" вполне применимо и к следж-хоккею. Этот вид спорта сложен технически (в руках спортсменов две клюшки с шипами, которыми надо не только наносить бросок, но и отталкиваться ото льда) и травмоопасен.

– Одному нашему мальчику отрезало палец, – вспоминает Дмитрий. – Он ударился о борт, с него слетели коньки, и лезвием отсекло фалангу. Часто видел, как игроки ломали челюсти, ключицу, позвонки, получали сотрясение мозга. Самый неприятный момент, когда на высокой скорости у саней приподнимается нос. При таком столкновении уже неоднократно ломались рёбра. Нередко в борьбе тебе достаётся шипами. Обычно раны неглубокие, но всё равно приятного мало. У меня самого серьёзных травм не было – разве что трещины и ушибы.
– Бог милует его, потому что Дима всегда держит себя в тонусе, – добавляет Валерий Карпов, наставник подмосковного "Феникса" (в этом клубе с 2013 года играет Лисов) и ассистент главного тренера сборной России. – В следж-хоккее это неимоверно важно! Обычно спортсмена таскают по льду ноги. А здесь всё на руках – огромная нагрузка ложится на плечевые суставы, спину, бицепсы. Бывает, прошу Диму: "Передохни немножко". Он улыбается, но всё делает по-своему. Прочитал кучу литературы, организовал кружок общефизической подготовки – практикует свой метод, который позволяет организму меньше изнашиваться. Я таких увлечённых людей никогда не встречал!

Должок американцам

Уже через несколько лет занятий следж-хоккеем Лисов в качестве капитана сборной взял серебро сочинской Паралимпиады. В финале команда потерпела минимальное поражение от США. В Пхёнчхан, как известно, российских параатлетов не пустили из-за санкций со стороны ВАДА. Однако в Пекине у Дмитрия будет шанс поквитаться с американцами за упущенное золото. К слову, сборные США, Канады и Южной Кореи – соперники россиян на предварительном этапе.

– Нам придётся сложнее, чем в Сочи, – уверен Лисов. – Уровень следж-хоккея растёт с каждым годом, появляются новые сильные сборные, в частности китайская. Её возглавляет бывший тренер "Феникса" и сборной России Николай Шаршуков. А фавориты те же, что и в классическом хоккее, – США и Канада. Они в последние годы на крупных турнирах разыгрывают между собой первое-второе места. Но в нашей команде все тоже понимают: какой смысл ехать за какими-то другими медалями, если чемпион всё равно один? В Сочи до золота не хватило опыта, хладнокровия. Сейчас постараемся не совершать тех ошибок.

3–4 месяца вдали от дома

Из Москвы за Дмитрия будет переживать его супруга Екатерина. Они познакомились в Швеции, где Лисов участвовал в международном турнире. Девушку туда взяли в качестве переводчика – она по специальности преподаватель английского языка. В 2013 году пара сыграла свадьбу.   

– Детей у нас пока нет. Но, надеюсь, после Пекина у меня появится немножко времени, и мы займёмся этим вопросом, – улыбается хоккеист. – Откладывать больше некуда, да и незачем.

При этом завершать карьеру Лисов не планирует:

– Минимум 3–4 месяца в году я не бываю дома – у клуба и сборной случаются матчи один за другим. Конечно, скучаешь страшно. Но бросать любимое дело желания нет. Не все цели достигнуты. Ещё есть интерес и любовь к следж-хоккею. Ещё есть порох.