Спорт

"Тоня против всех": в российском прокате вышла спортивная драма с Марго Робби

Metro сравнивает исторические события с показанными в фильме
"Тоня против всех": в российском прокате вышла спортивная драма с Марго Робби
Нэнси и Тоня на тренировке в Лиллехаммере. Фото Getty
Нэнси и Тоня на тренировке в Лиллехаммере. Фото Getty
Нэнси и Тоня на тренировке в Лиллехаммере. Фото Getty
Тоня на льду. Фото Getty
Эпизод со шнурком на Олимпиаде в Лиллехаммере. Фото Getty
Тоня была даже боксёром некоторое время. Фото Getty
Тоня и Марго. Фото Getty
Марго Робби. Фото Getty
Марго Робби. Фото Getty
Марго Робби тренируется на льду. Фото Скриншот Instagram/margotrobbie
Нэнси и Тоня на тренировке в Лиллехаммере. Фото Getty1/9

Вчера в отечественном прокате вышла спортивная драма "Тоня против всех" (в оригинале – "Я, Тоня"). За роль скандально известной фигуристки Тони Хардинг актрису Марго Робби номинировали на "Оскар" в категории "лучшая женская роль". И есть за что – звезда "Бойфренда из будущего" и "Волк с Уолл-Стрит" смогла очень точно передать образ главного маргинала фигурного катания в США.

ТРУДНОЕ ДЕТСТВО

Есть ощущение, что создатели фильма проделали огромную работу. Биография Тони показана во всех мрачных деталях.

Поначалу зритель видит маленькую девочку, которую приводит на каток мамаша-деспот. Женщина в карикатурно больших очках истязает малышку, постоянно критикует её, прилюдно унижает. Она даже не пускает девочку с тренировки в туалет, из-за чего бедняжка опорожняет мочевой пузырь прямо у всех на глазах.

Мать Тони действительно была одним из главных садистов в жизни будущей звезды фигурного катания, и единственное, что ей можно занести в актив – день, когда эта женщина привела дочь на каток. "Я не пекла дома пирогов, я чемпионку из тебя делала!" – говорит в фильме Эллисон Дженни, играющая ЛаВону Голден. У неё была своя правда, но вряд ли цель оправдывала средства.

Проблема в том, что Тоня страдала от матери в одиночку, ведь никто из ближайшего окружения не помогал ей. Лишь отец проводил время с дочкой в детстве, хотя и заставлял заниматься совсем не женскими делами – колоть дрова с одного удара, разбирать и собирать двигатель автомобиля. При этом отец никогда не защищал дочь от матери. Ещё у Тони был сводный брат, который сексуально до неё домогался. Бойфренд фигуристки Джефф Гиллоули (его роль играет Себастьян Стэн) только первое время был паинькой, вскоре он стал домашним тираном, избивающим свою девушку по любому поводу.

Марго очень хорошо передаёт отношения Тони со всеми этими людьми. Очень быстро у зрителя появляется ощущение глубокого сопереживания героине.

БЕЛАЯ ВОРОНА НА ЛЬДУ

В фигурном катании Тоня освоилась очень быстро. Её технике могли позавидовать многие конкурентки, именно она стала первой фигуристкой в США, прыгнувшей тройной аксель, сложнейший прыжок, который называют ещё мужским (в фильме есть замедленная съёмка этого прыжка).

А вот образ, который создавала Тоня на катке, был для неё губительным. Она выступала в вульгарных костюмах, сшитых матерью, отказывалась от классических Чайковского или Бизе, предпочитая им, например, музыку из  Jurassic Park. И судьи не любили ставить ей высокие оценки. У Тони было много истерик по этому поводу, но в фильме немного карикатурно переданы её отношения с судьями – сложно себе представить, чтобы Тоня в реальности могла подъехать к ним после выступления и сказать фразу, которую нельзя использовать в этой статье.

Марго нужно отдать должное, ведь она исполняет все трюки из фигурного катания в фильме самостоятельно. К съёмкам актрису готовила тренер Сара Кавахара. Да, Марго умела стоять на коньках и до съёмок, так как состояла в любительской хоккейной лиге, и всё же научиться "фигурке" за столь короткое время – дорогого стоит. А "фигурка" выглядит в фильме очень красиво и правдоподобно. Даже костюмы на Марго те же, в которых выступала и Тоня.

ПАДЕНИЕ

Сначала был 1991-й год, когда Тоня взошла на вершину – на всех крупнейших стартах сезона она исполнила тройной аксель. Для сравнения, Кристи Ямагучи, которая на следующий год стала олимпийской чемпионкой, вообще не прыгала тройной аксель. Чтобы владеть этим сложнейшим элементом, необходимо очень много тренироваться. А Тоня исполняла его на тренировках как заведённая.

В это же время на льду стала проявлять себя "принцесса" Нэнси Кэрриган. Сдержанная брюнетка на фоне язвительной блондинки выглядела настоящим открытием. Нэнси выступала в изящных костюмах, под классику. Она мило улыбалась журналистам, вела себя скромно, и очень неплохо исполняла элементы средней и повышенной сложности. Конечно, она даже не пыталась прыгать тройной аксель, у неё не было цели взорвать мир. Судьи сразу же полюбили её.

И Нэнси сломала Тоню. Тройной аксель, который всех восхищал, перестал получаться вообще. А потом произошли события, которые вошли в историю. На тренировке перед чемпионатом США, который одновременно был отбором на Олимпиаду-1994, на Кэрриган напал неизвестный и врезал ей по ноге дубинкой. Видео, на котором Кэрриган воет "Зачем?" облетело весь мир. Вскоре под подозрение попала Хардинг. ФБР доказало причастность к преступлению телохранителя Тони, а затем и её мужа.

Хардинг выиграла тогда чемпионат США, отобралась на Олимпиаду в Лиллехаммере, но туда же поехала Нэнси, потому что успела вылечиться. А ведь ударь её преступник чуть ниже, и "принцесса" навсегда осталась бы инвалидом. Тоня до сих пор отрицает свою причастность к тому преступлению, но ей никто не верит. Никогда ещё фигурное катание не вызывало такой ажиотаж, как на тех норвежских Играх. Весь мир следил за дуэлью Хардинг – Кэрриган, которые теперь ненавидели друг друга. Считается, что именно благодаря раскрутке той истории "фигурка" стала коммерчески успешным видом спорта.

В фильме очень подробно разбирают эту детективную историю – была ли виновата Тоня Хардинг, кто был соучастником преступления. Само собой, прямых ответов авторы кино не дают, зато появляется богатая пища для размышлений. И человек, выходя из кинозала, скорее всего, будет долго размышлять над событиями того времени. И это несомненный плюс фильма.

А вот из минусов можно отметить очень слабый образ Нэнси Кэрриган. Понятно, что фильм – о Тоне, и всё же в её жизни Нэнси сыграла, пожалуй, ключевую роль. И сделать фигуру Кэрриган настолько незаметной – серьёзное упущение создателей фильма.

ФИШКА

Режиссёр Крэйг Гиллеспи придумал интересный ход – во время фильма герои периодически комментируют происходящее так, будто дают телеинтервью. Было бы куда эффектнее, если бы это делали не актёры, а реальные исторические персонажи.