Она по-прежнему бодра, а воспоминания о былом вызывают у неё ностальгическую улыбку

Помните, как впервые взяли в руки ракетку?

– В один прекрасный момент, насидевшись на скамейке возле корта, налюбовавшись кручёными мячами, стремительно летящими на противоположную часть корта, я подошла к маме Марии Николаевне и попросила научить меня играть. Но она так была увлечена своей игрой, что заниматься со мной ей было некогда. Лишь сказала: "Сама научишься, когда подрастёшь".

А вот мамин папа, мой дедушка Николай Иванович, узнав о моём интересе к теннису, подарил ракетку, чтобы я начала учиться. Я стала бросать мяч через сетку, и пока он летел на сторону воображаемого соперника, бежала туда, чтобы отбить мяч ещё и за него, а затем возвращалась в зону корта и вновь отбивала мяч уже за себя. Вот так я играла в Тярлево, куда мы ездили каждое лето до 1929 года.

Профессионально стала заниматься в секции в Ленинграде. Моим первым тренером была Зинаида Георгиевна Клочкова – заслуженный мастер спорта СССР, с которой позже я встретилась на корте уже как соперница, а не воспитанница.

Во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную в городе прошёл женский турнир по теннису, в котором вы принимали участие...

– Мне тогда помогло выжить сильное желание играть в теннис. К тому же я была в хорошей спортивной форме.

Знаменитый турнир состоялся в июле 1943-го – это было первенство города среди женщин. В нём принимали участие только 8 спорт­сменок. И как раз тогда я и сыграла с моим тренером Клочковой. В итоге победительницей была признана Татьяна Налимова, второе место заняла Ксения Сидоренко, а замкнула тройку я.

Призы и кубки за теннисные победы нам вручили в 1950-х, а летом 1943-го мы получили только грамоты. Но именно эта грамота, завоёванная на корте в условиях артобстрелов в Ленинграде, для меня – самая дорогая.

А всего у меня их свыше 130, среди них есть и за первые места!

Советская теннисистка Наталья Ветошникова и её любимый партнёр в миксте – Леонид Мищенко / из личного архива героини статьи.

Советская теннисистка Наталья Ветошникова и её любимый партнёр в миксте – Леонид Мищенко / из личного архива героини статьи.

 

 

Одним из ваших партнёров в миксте был Николай Озеров. Какая у него была тактика игры и чему вы научились у него на корте?

– Я играла и с ним, и против него. Играть с Озеровым было трудно, обыграть – ещё сложнее. Он был очень хорошим и микстером, и парником. У него была сильная первая подача, которую принято называть "пушкой", и правая рука – прекрасная. И я в этом плане старалась от него не отставать. В 1946 году он пригласил меня в Москву сыграть с ним в паре на открытом первенстве. И мы стали чемпионами!

Вы завершили карьеру за месяц до своего золотого юбилея.  В чём секрет вашего спортивного долголетия?

– Я играла так долго, до августа 1971 года, только из-за большой любви к теннису! И я по-прежнему люблю эту игру. Поэтому стараюсь смотреть Олимпийские игры, всевозможные теннисные турниры. Жаль, что завершают карьеру американка Серена Уильямс и швейцарец Роджер Федерер. В нашем виде спорта играть можно долго – правда, если  позволяет здоровье!


Ветошникова баловала своих поклонников

7-кратная чемпионка СССР по теннису Галина Иванова рассказала Metro, с кем героиня статьи любила играть в миксте

С Ветошниковой Галина Павловна познакомилась на тренировке, когда ей было 8 лет, а Наталье Борисовне – 24 года. Позже, несмотря на разницу в возрасте, между ними зародилась дружба.

– В 1960-х годах мы уже играли с ней в одиночном разряде, – рассказывает Metro Иванова.

Ветошникова играла не только в одиночном разряде, но и в паре – а также в миксте.

– Среди многочисленных партнёров Натальи, с которыми она выступала в миксте, выделю Леонида Мищенко, – говорит Галина Павловна. – Когда они играли, на трибунах был аншлаг. Этот дуэт был настолько ярким и самобытным, а ещё и технически сильным, что всегда собирал полный зал.

По её словам, у Ветошниковой была самая красивая техника игры среди ленинградских теннисисток.

– Она привлекала всех болельщиков потрясающе красивыми маховыми движениями, а её фирменным элементом стал укороченный удар, – поясняет Иванова. – Мищенко играл своеобразно. Например, если партнёрша или судья во время матча допускали ошибку, он сразу становился в позу – руки в боки, лицо к зрителям – и гримасничал. Наташа в это время сохраняла спокойствие и относилась к этому философски.

Ветошникова всегда баловала своих болельщиков – в отличие от подруги.

– Когда Наташа приезжала ко мне в гости в Комарово, самые смелые поклонники просили нас подписать открытки. Лично мне это никогда не нравилось, и я, как правило, отворачивалась, а Наташа, улыбаясь, говорила: "Ну, давайте! Подпишу". Никогда не отказывала!