Metro разыскало Николая Бажукова, который победил 42 года назад в США. Он сравнил достижения.

- Какие эмоции от победы наших в Пекине?
- Передать словами невозможно. Такая радость – вы не представляете! Телефон не умолкает. Ребята работали как один. У наших ребят был такой большой отрыв, так сильно прошли все этапы... Это что-то невероятное!

- За счёт чего такое преимущество?
- Очень хорошо были смазаны лыжи. Сервисмены провели отличную работу. В наше время многое зависело от работы сервисменов. Они часто ошибались со смазкой. Ты мог быть сильным лыжником, но проигрывал из-за неверно подобранной смазки. Мы раньше сами "делали" лыжи, не доверяли никому. А сейчас есть сервисмены, они не ошибаются. Спортсмены с лыжами не работают, им всё делают. Но главное – то, как сегодня отработали на трассе сами ребята. Отличная работа.

- Ожидали, что финишёр Сергей Устюгов увеличит отрыв от четырёхкратного олимпийского чемпиона Йоханнеса Клебо?
- Они всегда с норвежцем на равных боролись. Что в эстафете, что в спринте. Устюгова тоже боятся как соперника. Конечно, если бы они шли в паре, неизвестно, как всё бы вышло. Но Клебо в этот раз боролся только за второе место с французом.

- Вы сами победили в эстафете на Олимпиаде 42 года назад. И тогда тоже было большое преимущество над норвежцами...
- На Олимпиаде в Лейк-Плэсиде на первом и втором этапах мы ошиблись с подбором смазки для лыж. Я бежал на втором этапе, передал эстафету вместе с норвежцем. К счастью, хорошо тогда "промазали" Евгения Беляева, который сделал большой отрыв на третьем этапе. По сути, всю эстафету сделал Женя. 

- Помните свои эмоции от победы в Лейк-Плэсиде?
- Мы выиграли тогда после обидной Олимпиады 1976 года в Инсбруке. В Австрии на первом этапе у Беляева сломался ботинок. В итоге он проиграл больше двух минут, километр шёл без лыжи! Пришёл 11-м, я перехватил эстафету – и поднялся на третье место. В итоге взяли бронзу. Но к 1980 году одержали уже много побед, в том числе на международных соревнованиях (тогда этапов Кубка мира ещё не было). Поэтому к Олимпиаде подошли уверенными в своих силах. Команда подобралась очень сильная. В этом могу провести параллель с победой в Пекине – здесь тоже у наших ровный, сильный состав.

- Думали, что после 1980 года так долго не сможем побеждать в мужских олимпийских эстафетах?
- Надо было ждать, когда появится сбалансированный состав. Когда в команде выделяется один или двое – этого недостаточно. В этом году все ребята как на подбор сильные. Каждый способен бороться на любой дистанции за призовые места. Отсюда и успех. 

- Говорят, в Лейк-Плэсиде атмосфера была не очень... Всё-таки отношения США и СССР были далеки от идеала.
- Честно говоря, даже вспоминать не хочется. Мы жили в жутких условиях – в будущей тюрьме для малолетних преступников. Только шведов поселили в гостинице, потому что за них вступился король. Раздражало нас многое. Например, вентиляция в номере – гул стоял постоянный, бу-бу-бу, бу-бу-бу. Даже трассы тогда неправильно построили. Американцы в лыжных гонках не выделялись, поэтому не знали, как надо проектировать. Зато в Китае объекты отстроены грамотно. Всё сделано под нужды спортсменов!