Спорт

Мотогонщица Нифонтова рассказала, как на "Дакаре" чуть не попала под грузовик

Она первой из женщин проехала престижную гонку без механика
Мотогонщица Нифонтова рассказала, как на "Дакаре" чуть не попала под грузовик
По словам Анастасии, страх есть у всех. Он должен держать гонщика в рамках, но в то же время и не тормозить. «После травм у меня, как ни странно, не было страха. Думаешь, а не так уж это и смертельно. Я даже на тренировках осторожничаю до первого падения». Фото redbullcontentpool.com
По словам Анастасии, страх есть у всех. Он должен держать гонщика в рамках, но в то же время и не тормозить. «После травм у меня, как ни странно, не было страха. Думаешь, а не так уж это и смертельно. Я даже на тренировках осторожничаю до первого падения». Фото redbullcontentpool.com
По словам Анастасии, страх есть у всех. Он должен держать гонщика в рамках, но в то же время и не тормозить. «После травм у меня, как ни странно, не было страха. Думаешь, а не так уж это и смертельно. Я даже на тренировках осторожничаю до первого падения». Фото redbullcontentpool.com
По словам Анастасии, страх есть у всех. Он должен держать гонщика в рамках, но в то же время и не тормозить. «После травм у меня, как ни странно, не было страха. Думаешь, а не так уж это и смертельно. Я даже на тренировках осторожничаю до первого падения». Фото redbullcontentpool.com
По словам Анастасии, страх есть у всех. Он должен держать гонщика в рамках, но в то же время и не тормозить. «После травм у меня, как ни странно, не было страха. Думаешь, а не так уж это и смертельно. Я даже на тренировках осторожничаю до первого падения». Фото redbullcontentpool.com
По словам Анастасии, страх есть у всех. Он должен держать гонщика в рамках, но в то же время и не тормозить. «После травм у меня, как ни странно, не было страха. Думаешь, а не так уж это и смертельно. Я даже на тренировках осторожничаю до первого падения». Фото redbullcontentpool.com
По словам Анастасии, страх есть у всех. Он должен держать гонщика в рамках, но в то же время и не тормозить. «После травм у меня, как ни странно, не было страха. Думаешь, а не так уж это и смертельно. Я даже на тренировках осторожничаю до первого падения». Фото redbullcontentpool.com
По словам Анастасии, страх есть у всех. Он должен держать гонщика в рамках, но в то же время и не тормозить. «После травм у меня, как ни странно, не было страха. Думаешь, а не так уж это и смертельно. Я даже на тренировках осторожничаю до первого падения». Фото redbullcontentpool.com1/6

40-летняя москвичка, мать двоих детей Анастасия Нифонтова стала первой женщиной, проехавшей "Дакар" на мотоцикле в сложнейшей категории Original by Motul, где гонщик сам выступает в роли механика. Она рассказала Metro, как увлеклась мотоциклами, с какими сложностями сталкивалась в пустыне и как её чуть не раздавил грузовик

Мы встретились с Анастасией через пару дней после ее возвращения из Перу. Спортсменка еще не вернулась в привычный часовой пояс, но была готова стойко выдержать все интервью.

– Дома начинаешь ценить простые бытовые вещи, к которым мы так привыкли. На самом деле, гонка у меня не первая и я привыкла к такому. Но тут пока нет осознания, что я что-то сверхъестественное совершила. Хотя поддержка болельщиков была колоссальная, интерес прессы. А я думаю, что просто проехала гонку очередную, хотя да, было немножко посложнее. Все много лет следят за "Камазом", а тут, оказывается, еще и мы есть. Это обидно, потому что уже не первый год я выступаю и результаты какие-то показываю, а люди только сейчас заметили.

Просила мотоцикл, как только начала говорить
Страсть к мотоциклам Анастасия стала проявлять с раннего детства, причём откуда она появилась, спортсменка объяснить не может:

– Это какой-то врождённый вирус, в семье никто не занимался мотоспортом. Мама рассказывала, что в два годика, когда я ещё не умела говорить, видела мотоцикл и у меня начиналась истерика, я тянула к нему руки. Ловлю себя на мысли, что могу смотреть на любой красивый мотоцикл как на произведение искусства.  На мотоцикле я испытываю ощущение внутреннего полёта, свободы.

В детстве Анастасия играла на скрипке и занималась горными лыжами, но не планировала стать спортсменкой. Получив лингвистическое и кинооператорское образование, гонщица какое-то время рассматривала мотоспорт как хобби, но постепенно он стал её жизнью. Не остановил даже перелом позвоночника.

– Снисхождения со стороны мужчин не было, они всегда относились с уважением, понимая, как тяжело хрупкой девочке. Может, в начале карьеры было, что девочка наиграется, это всё несерьёзно. А потом предвзятое отношение изменилось. Мешает женщинам в нашем спорте только то, что не хватает физической силы тягать постоянно мотоцикл, а я видела, как даже парни чуть не плакали. Преимущество, что девушки более выносливые, стойкие, лучше переносят боль.

В активе Нифонтовой множество титулов, в том числе звание чемпионки мира, но она продолжает бросать себе новые вызовы, которые не каждому по плечу. Например, в зачёт без механиков на "Дакаре" заявилась ещё одна девушка – Сара Гарсия, но она сошла с дистанции.

– Была небольшая ревность, потому что я собиралась сделать это ещё с весны и вдруг осенью ещё она нарисовалась. Причём она заявилась в зачёт вместе со своим женихом, а по регламенту внутри этого зачёта участники могут друг другу помогать. Понятно, что он ей бы помогал и было бы попроще. Ревность ревностью, но хорошо, что есть спортивная составляющая и было с кем посоревноваться. Они ехали на мотоциклах марки "Ямаха", а они для ралли-рейдов не самые лучшие. Я сразу сказала друзьям, что мне почему-то кажется, что "Ямаха" не доедет. И, к сожалению, она действительно не доехала. Я не могу сказать, что порадовалась, потому что она хорошая девчонка, у нас вообще очень всё по-семейному было в этом зачёте. Она тоже в какой-то момент ко мне подошла и сказала: "Ты уж давай, за нас, за девчонок".

На "Дакаре" не хватало времени на сон и душ
Между этапами гонщики отдыхали в палатках в лагере, который называют бивуак. Несмотря на дикую усталость, заснуть мешали гудящие генераторы и другой шум, поэтому Анастасия использовала беруши и лёгкое снотворное, но таблетку только в том случае, если на сон оставалось время, что случалось далеко не всегда. Много уходило на подготовку мотоцикла.

– Какой бы уставшей ты ни была,  необходимо делать определённые вещи. Профессиональный механик это всё делает с закрытыми глазами, а я иногда то не тот ключ возьму, то ещё что. Несколько раз приходилось ложиться спать, не сходив в душ. Это после того, как ты встала в 4–5 утра, целый день ехала на мотоцикле в пыли и грязи. Приезжаю, чиню мотоцикл и понимаю, что сходить в душ – это лишние 15–20 минут, которые я лучше посплю, потому что завтра совсем времени не будет на сон. Для девочки это особенно ужасно. Я даже короткую стрижку специально сделала, почти как в фильме "Солдат Джейн", только не налысо. Пару раз приходилось спать всего по три часа, было и такое, что вообще не получалось заснуть.

Накопленная усталость привела к тому, что "Дакар" для Анастасии превратился в гонку на выживание:

– Организм в этот момент выходит из строя и сил ехать в полную силу, как едут ребята с обслуживанием, нет. Первая половина гонки ещё ничего, а после дня отдыха усталость накопилась и началась гонка на выживание Я думала, что для меня самое сложное будет чинить мотоцикл, а оказалось, что самая большая проблема – моральная усталость. Понимание, что я одна, если что-то случится, то мне никто не поможет, я понимала, что всё только от меня зависит. Ещё давил однообразный пейзаж, потому что в этот раз всё в одной стране происходило. Седьмой-восьмой этапы выдались самыми тяжёлыми, я пару раз падала на ровном месте. Минут по пять занимало, чтобы поднять мотоцикл, подышать, попить, отдохнуть, перевести дух. Меня ещё чуть грузовик не раскатал. Я завалилась за дюны, и когда увидела эту девятитонную махину, которая сверху наваливается, то попрощалась с гонкой, мотоциклом и, можно сказать, с жизнью. Хорошо, что он в последний момент заметил меня. Выбежал штурман помогать, потом ещё написал, что у меня мотоцикл нереально тяжёлый. Я потом ещё минут десять постояла, меня колошматило. Когда финишировала, было настолько тяжко, что я, улыбаясь, пообщалась с журналистами, а потом, как девочка, поплакала в подушку, потому что просто устала. Хотелось на ручки и платье, – смеётся гонщица. – Эмоционально разрядилась – и нормально.

Боялась, что мотоцикл развалится

Нифонтова проехала "Дакар" не впервые, но раньше не участвовала в зачёте без поддержки, поэтому пришлось основательно подготовиться. Она усердно занималась со своим механиком Сергеем Морозовым.

– Когда тренировались, то мне всё было ясно, но проходило пара дней, и алгоритм действий у меня совершенно вылетал из головы! Мы даже записывали на телефон, если  забуду, в какой последовательности что закручивать. Ещё был страх, что когда я закручу, то обязательно что-то открутится по дороге, – смеётся спортсменка. – После первой замены колёс я ехала половину дороги и боялась, что сейчас всё развалится. Но, слава богу, всё было нормально, и потом пришла уверенность.

180 кг весит мотоцикл Анастасии Нифонтовой – почти в три раза больше девушки, вес которой 56 кг, а рост 168 см.

Кроме этого, гонщица прокачивала свой навык в навигации.

– В ралли-рейде побеждает не тот, кто выигрывает каждый этап, а тот, кто едет стабильно. Есть гонщики не такие быстрые, но они идеальны в навигации. Есть те, кто хуже в навигации, но они быстрые. Я не очень быстрая по сравнению с парнями, но поскольку я еду относительно не спеша и внимательно вчитываюсь в дорожную книгу, то отыгрываю какие-то позиции. На прошлом "Дакаре" была история, что большая группа заблудилась, они мне сказали не ехать туда, куда я ехала, потому что это неправильная дорога. Но я смотрю, что у меня в дорожной книге всё совпадает – поехала как знаю. В итоге я приехала куда надо, а они носились с выпученными глазами. Поэтому я в тот день отыграла позиций двадцать.

Первая во всём
Среди регалий Анастасии Нифонтовой множество с приставкой "первая" – первая женщина в этом, первая россиянка в том. Но она не собирается останавливаться.

– Ещё хотела бы стать первой женщиной, которая проехала все значимые ралли-марафоны планеты, потому что у меня уже Africa Eco Race и "Дакар" есть, сейчас ещё "Шёлковый путь" на очереди и ралли "Такла-Макан". Кроме того, хочу пересесть на машину и с мальчиками погоняться, в этом случае гораздо больше шансов бороться женщине, поскольку не важна физическая сила. Вопрос в бюджете, потому что участие на машинах – это колоссальные бюджеты. А вообще у меня в жизни много разных хотелок, в большинстве связанных с какими-то активностями. Я пробовала  кайт, дайвинг, альпинизм, прыгать с парашютом, и ещё хочется попробовать всё необычное: на Северный полюс сходить, на подводной лодке куда-нибудь нырнуть. Я за любой кипеж!

Мысли вслух:

"Очень хочу попробовать поводить грузовик. Чагин мне обещал дать порулить КамАЗом, но  только когда я сдам на права специальной категории".

"Называю свой мотоцикл "малыш". Отношусь к ним как к живым и верю, что у них и у машин есть душа. И если относишься к ним хорошо, то они тоже не подведут. А машина на "Шёлковом пути" у меня была "Бегемотик".

"Мне нравится в ралли-рейдах, что это не только скорость, а ещё работа головой. Такие мотошахматы".

"Дети привыкли, что мама у них не очень обычная. Старшая умеет на мотоцикле ездить, но она такая девочка-девочка, её не тянет. А мелкий увлекается, ему нравится, но мы не заставляем".

"Я училась в музыкальной школе пять лет, играла на скрипке. Всё мечтаю продолжить. Скрипка есть, лежит на полочке и дожидается момента".

Необычная подготовка

"Когда мы готовились два года назад к "Дакару", то понимали, что большая часть гонки будет на высоте 4-4,5 тысячи метров, что прилично и из-за этого будет нехватка кислорода. Поэтому совместно с Олимпийским комитетом России мы готовились с помощью гипоксической палатки. Она сделана из прозрачного материала, к ней подходит шланг, присоединенный к генератору. Устанавливаешь программу, которую тебе расписывает специалист из Олимпийского комитета, там выставляешь высоту, на которой ты якобы спишь - начинаешь с малых высот и постепенно увеличиваешь. Плюс в течение дня нужно было отдельно подключать маску и дышать какое-то время. Эта палатка ставится поверх обычной кровати, дома так с мужем спали, такой у нас такой романтик был, - смеется Анастасия. - Так спали месяца полтора-два. Это все делается, чтобы кровь адаптировалась к нехватке кислорода. И то было нелегко, я пару раз я ночью просыпалась и искала кислородный баллон, потому что было ощущение, что ты задыхаешься".