Традиционно щедрые на покупки титаны английской премьер-лиги этой зимой молчаливы. Слово взяли китайцы. Известные футболисты мелькали у них и раньше – расписанные иероглифами футболки примеряли Робиньо, Альберто Джилардино, Вагнер Лав, Звездан Мисимович… В Европе это рассматривалось как забава – мало ли чем тешутся звёзды на закате карьеры. Кто-то прельщается богатствами арабских шейхов, кто-то пробует на вкус американскую жизнь, кого-то тянет на экзотику – в Китай.

Однако нынешней зимой решительные китайские бизнесмены решили подкорректировать курс развития национального чемпионата и помимо кумиров недавнего прошлого замахнулись на знаменитостей настоящего. Так, всемогущий «Гванчжоу Эвергранд», чемпион азиатской Лиги чемпионов, переманил из мадридского «Атлетико» Джексона Мартинеса. Колумбиец не смог стать примой атаки «матрасников», как то было в «Порту». Тем не менее, сильнейший клуб Китая выложил за него больше, чем «Атлетико» – португальцам прошлым летом, 42 миллиона евро. Рекордная сумма в истории трансферных сделок в Азии. Более того, «Гуанчжоу Эвергранд» уже готов побить собственное достижение: они обещают 50 миллионов евро донецкому «Шахтёру» за Алекса Тейшейру.

– Суммы, которые тратят китайцы на трансферы – это просто сумасшествие, – уверен спортивный директор немецкого «Майнца» Кристиан Хайдель.

Иначе и не скажешь – искушающие предложения из Китая засыпают Европу каждый день. В отличие от Старого Света, в Китае трансферное окно открыто до 26 февраля. А значит времени у китайцев хватит ещё, чтобы заманить хоть десяток звёзд. Солидными контрактами в китайской Суперлиге в январе уже обзавелись Рамирес, Жервиньо и Гуарин – бывшие игроки «Челси», «Ромы» и «Интера» соответственно.

В раздумьях о переезде в Поднебесную находится великий бразилец Роналдиньо, ради Китая отклонивший предложение лидера английского сезона, «Лестера». 30 миллионов фунтов окажутся на счету «Манчестер Сити», если те согласятся отпустить Яя Туре в «Цзянсу Суннин». Очень хотел заполучить «зенитовца» Халка «Гуанчжоу Эвергранд» – питерцы свой главный актив не отдали. Это лишь толика колоссальных денежных операций, вращающихся в китайском спортивном бизнесе, пользующимся мощной поддержкой крупных частных компаний.

Всё это – на фоне объявленного плана выиграть чемпионат мира в ближайшем будущем.

– Китай понимает важность развития и популяризации детского, юношеского и массового футбола. Правительство очень активно привлекает финансирование на развитие данных структур. В стране уже построена крупнейшая в мире академия с 50 натуральными полями и фантастическими условиями для развития будущего поколения. Кроме этого футбольные поля будут построены почти в каждой общеобразовательной школе. Такие реформы просто не могут не привести к результату. Не зря Китай ставит перед собой цель в ближайшем будущем выиграть чемпионат мира. Что касается больших трат на футболистов, китайцы понимают, что для популяризации спорта среди населения, нужны футболисты звездной величины. Это не только футболисты, но и тренеры. Если к этому подходить системно, то местные игроки, тренерский персонал и болельщики получат большой опыт от профессионалов поигравших в разных мировых чемпионатах. В этом смысле опыт американской лиги футбола, МЛС, на мой взгляд правильный. И цифры, что в Китае, что в США об этом смело говорят. Рост болельщиков, зрителей и детей занимающихся футболом растет не по дням, а по часам, – рассказал Metro руководитель отдела Маркетинг спортивного агентства The Game Agency Pro Энрико Мазавришвили.