Спорт

Хоккейный судья Дарья Абросимова: Не боялась судить матч с участием Путина

Metro поговорило с главным арбитром Мастер-шоу в Астане
Хоккейный судья Дарья Абросимова: Не боялась судить матч с участием Путина
Дарья Абросимова. Фото Предоставлено КХЛ
Дарья Абросимова. Фото Предоставлено КХЛ
Дарья Абросимова. Фото Предоставлено КХЛ
Дарья Абросимова. Фото Предоставлено КХЛ1/2

Девушки-судьи впервые в истории КХЛ отработали на Мастер-шоу, которое прошло в Астане. Главным арбитром назначили Дарью Абросимову, очаровательную девушку, а ещё – любящую маму и преданную жену. Перед стартом шоу она исполнила эффектный танец на льду, на пару минут став чирлидершей в компании трёх девушек-линейных арбитров.

Репортёр Metro пообщался с Дарьей, которая призналась, что основные деньги зарабатывает не на льду, а в банке. При этом несколько лет назад она обслуживала матч с участием… президента России Владимира Путина.

Что для вас значит - возможность побывать на Неделе звёзд хоккея?

- Огромное спасибо за это КХЛ и ЖХЛ, - говорит Даша, поправляя причёску. - Это очень круто, оказаться здесь. Я много где была, но это колоссальное событие. Я безумно счастлива. А-а!

Изначально вы были хоккеисткой. Как вообще так вышло, что вы выбрали хоккей?

- О, это долгая история. Сначала привела брата в хоккей, потом выяснилось, что его нужно водить на тренировки. И одна девочка мне сказала: "Что ты просто ходишь, смотришь с трибуны. Идёт набор девочек, приходи". Мне было 15 лет, и я впервые встала на коньки. Это очень поздно для хоккея, к тому времени уже по 5-6 лет занимаются обычно. Где-то год отзанималась, попала в команду мастеров "Торнадо". Поиграла там примерно три года. Травмы получала, да и в принципе тяжело было достичь уровня девчонок, которые на Олимпиадах играют. Однажды получила серьёзную травму. Мне нужен был лёд, чтобы кататься, тренироваться, а в Москве бесплатный лёд найти было сложно. И тут меня осенило – судьи ведь тоже катаются! Я пошла в судьи, не сильно зная об этом ремесле, чисто для тренировок. Но так меня зацепило, что уже через год получила звание судьи международной категории. После этого стала ездить на чемпионаты мира.

Ваша коллега в Астане, Ольга Штейнберг, до судейской карьеры вообще была фигуристкой – это типичная ситуация, когда в женский судейский корпус приходят бывшие спортсменки?

- Насколько я помню, у нас нет девочек-тренеров без спортивного прошлого. Из разных секций приходят, но, в основном, из хоккея. Сейчас активно развивается любительская Женская хоккейная лига, у нас там даже больше команд, чем в профессиональной лиге. Так вот, многие судьи просто играют там любителями.

Женщина-хоккеистка – уже что-то необычное, а женщина-судья по хоккею вообще, наверное, явление уникальное. Когда люди узнают, кто вы, как реагируют?

- Удивляются, конечно! Раньше нас вообще было пять человек в России, и нас никто не знал. Спасибо КХЛ, что взяли нас под своё крыло, создали ЖХЛ, уделяют нам много внимания, рекламируют лигу. Мы за это очень благодарны. Что касается того, удивляются люди или нет, когда узнают, кто я - ну, конечно, удивляются. Когда летом видят женщину с сумкой, спрашивают: "Ой, что же это, неужели где-то каток залили? Вы ничего не перепутали?" А ещё, многие хотят познакомиться, когда видят женщину с клюшкой. В метро всегда живо реагируют: "Девушка, а можно с вами познакомиться? А вы что же, в хоккей играете?"

Вы обслуживаете мужские матчи?

- Да! В мужском хоккее игра более динамичная, нам нужно получать такой опыт, поскольку североамериканский женский хоккей намного быстрее, чем у нас. Вот почему просто необходимо обслуживать игры мальчиков, мужчин. Кстати, у меня был опыт работы в Ночной хоккейной лиге, когда играл президент России Владимир Путин. Это был первый матч в истории, когда президент вышел на лёд на Ходынском поле.

А вы не боялись принимать судейские решения не в пользу Владимира Владимировича?

- Нет, я спокойна была тогда (смеётся). Я отработала тогда с коллегой линейным арбитром. Вообще, мы часто работаем с известными людьми, легендами.

Вернёмся в женский хоккей – бывают жаркие ситуации на льду, когда девушки рвут друг другу волосы?

- Да, девушки дерутся! Если у мужчин есть правила, двое одного не бьют, то у нас нет никаких правил. Если обидели, могут ногами отдубасить, и за волосы дёрнуть, или что-то ещё, до чего дотянутся. И даже маской об лёд треснуть, сделать всё, чтобы сопернице было побольнее. А вот у мальчиков есть какое-то джентльменство, что ли.

Какие ситуации на льду для вас самые сложные?

- Когда дерутся все! Мы же втроём судим, главный арбитр и двое линейных. Нас мало. У мальчиков судят четверо арбитров, им легче. И вот, когда дерутся команда на команду, не знаешь, что делать, кого хватать. Нас инструктируют, на сборах мы эти ситуации изучаем. Но всё равно, массовая драка - кошмар для судей.

А бывало, что на вас "наезжали" во время матча, матом крыли?

- Мы уже и внимания на это не обращаем. Это постоянно происходит. В женский хоккей приходят тренеры-мужчины, и они не фильтруют слова. Но мой внутренний стержень не сломать. После хоккея я всё равно воспринимаю. Я ведь работаю в банке, мне никакие клиенты не страшны! Огромное спасибо моему директору, она многое сделала для того, чтобы я могла ездить на соревнования. Под меня график подстраивали, и девочки-сотрудницы шли мне на встречу, работая за меня. Само собой, я потом работала за них. В банке я вовсю использовала свою хоккейную стрессоустойчивость.

Но волосы в банке хотя бы люди не рвут друг другу?

- Вы даже себе не представляете, что там случается (смеётся). Когда дело касается материальных вопросов, бывает очень страшно.

Теперь хоккейный вопрос – случается, что девушки-хоккеистки нападают на судей?

- Нет, ну такого не бывает. Это уже какой-то треш, за нас сразу же заступятся. Между собой пусть дерутся!

Фанаты как-то по-особому реагируют на женщин-судей? Известны кричалки: "Судью на мыло!" или "Купи очки!". А что кричат вам?

- В России ничего нового не слышала. А на чемпионате мира в Швейцарии скандировали: "Go to kitchen!" ("Иди на кухню!" - прим. Ред). Они так громко кричали, так слаженно, что я удивлялась. Видимо, в Европе это обидно. Но в России мы не только судьи – мы ещё и повара, и мамы, и домохозяйки. Мы всё успеваем. Если в России появятся какие-то кричалки, почему нет, мы ко всему готовы.

Кстати, вы как-то готовитесь к матчам по-женски? Губы красите, макияж наводите?

- А вы разве сами не видите? (Дарья выглядит обворожительно – видно, что она долго наводила красоту, прим. Ред). Да, сегодня торжественный день, но и перед обычными матчами прихорашиваемся. Обязательно нужно надушиться, чтобы тренеры, понюхав, поняли, что сегодня судит именно эта судья (смеётся). На самом деле, нас очень мало, в этом году всего восемь главных судей, поэтому нас несложно узнавать и без духов.

Красотки-хоккеистки снялись в откровенном календаре "Растопи лёд", а к судьям с подобными предложениями не обращаются?

- У нас тоже есть такое. Но это личное дело каждой. У нас девочки посерьёзнее, что ли, многие замужем. Но если хочешь, почему нет.

Вратарь Анна Пругова тоже замужем, тем не менее, снялась в календаре…

- Каждый решает сам. Но думаю, мне было бы это интересно.

У мужа бы спросили?

- Я всё делаю с разрешения мужа! У меня каждый выезд с его одобрения. Мой муж тоже судья, я считаюсь с его мнением, часто вместе смотрим какие-то игровые моменты. Он для меня авторитет!

Пругова рассказывала, что с мужем в воротах познакомилась, а вы как?

- У нас было всё замечательно. Я открываю дверь в судейскую на "Спартаке" в Сокольниках, и понимаю – вот, он, мужчина моей мечты. Я точно знала, что это мой будущий муж. У меня была любовь с первого взгляда. Он не сразу это понял, а я сразу.

Что для вас хоккей – работа, хобби, увлечение?

- Это моя жизнь. Хотя много зарабатывать не получается. Это вообще больная для нас тема! Приходится совмещать. В связи с тем, что график ненормированный, могут назначить или не назначить на соревнования. Поэтому, получается, хоккей - не основная работа. У нас далеко не такие зарплаты, как в КХЛ. Жить на эти деньги невозможно, потому что бывает одна игра в месяц, вы даже себе не представляете, что это такое. Сейчас мы живём на деньги мужа, потому что на данный момент я в декрете. Но это моя жизнь, я без хоккея не смогу. Я даже когда была беременна, ходила на лёд, каталась с мужем на коньках. Нюхала лёд. Я больна, причём не просто хоккеем, а женским хоккеем. Я не могу без этого, не могу без тренировок. Мне очень важно ездить на игры, жить этим. Муж, думаю, никогда не отнимет у меня это увлечение.