Самый титулованный спортсмен мирового хайдайвинга, многократный чемпион мировой серии Red Bull Cliff Diving Гэри Хант рассказал корреспонденту Metro, за что можно любить такой опасный спорт, зачем британцу нужно учить русский язык и что общего между профессией клоуна и прыжками в воду с высоты 27 метров.

Про него в мире клифф-дайвинга уже давно говорят так: "Есть Гэри Хант, и есть все остальные". Он особенный – и не только потому, что он чемпион. Ханту удалось вплотную приблизить хайдайвинг к искусству. Каждый прыжок он рассматривает как отдельное произведение, в то же время в деталях просчитывая каждую из трёх секунд, отведённых спортсмену на полёт.

В одном интервью ты сказал, что когда стоишь где-то на высоте, то непроизвольно просчитываешь, сколько сальто и винтов смог бы сделать, если бы прыгал. При этом под тобой нет воды. Это неприятное ощущение?

– Да. Это страшно. Мой мозг уже настолько привык просчитывать, на что способно моё тело, что сейчас я не могу себя удержать от того, чтобы не представить себе, как это будет, если я прыгну.

Это своего рода соблазн?

– Думаю, да. Обычно это ощущение доходит до того, что мне реально хочется прыгнуть, но тогда я пугаюсь и ухожу. Обычно я могу это контролировать, могу дойти до края балкона – то есть это не такой страх, который бы влиял на мою жизнь.

Ты суеверный в спорте?

– Э-э-э-э, на самом деле нет. Мне не по душе иметь слишком много правил и ритуалов. В дайвинге мне не нравится иметь "счастливое полотенце" или "счастливые плавки". Потому что я понимаю, что это всё происходит от страха, это нужно, чтобы ощущать себя в безопасности. Мне хотелось бы нарушить сложившиеся привычки, чувствовать, что я контролирую ситуацию. Я не верю в удачу. Думаю, у меня научный склад ума, поэтому я верю в силу расчёта, а не в суеверия.

Мог бы ты дать совет обычным людям, как им победить страх?

– Нужно взглянуть в глаза страху как можно быстрее. Чем дольше ты это откладываешь, тем сильнее будет твой страх. Как только ты понял, что ты чего-то боишься, ты должен действовать. Даже если просто сделать вид, что тебе не страшно, это помогает. Иногда я не чувствую себя уверенно во время прыжка, но я пытаюсь выглядеть и действовать настолько уверенно, насколько возможно. Это обманывает мозг и заставляет его думать, что ты на самом деле уверен.

Ты используешь этот метод в обычной жизни?

– Может быть, бессознательно это проявляется и в повседневной жизни, но у меня обычно не возникает подобных ситуаций, где я бы чего-то боялся. За пределами клифф-дайвинга моя жизнь очень спокойна.

Какой предельный возраст для клифф-дайвинга?

– Ну, глядя на пример Орландо (Орландо Дюке – легенда клифф-дайвинга, 43 года. – Прим. ред.) и других дайверов, около 40–45 становится тяжело, твоё тело накапливает травмы за время карьеры и замедляется.

Чем бы ты хотел заниматься потом?

– Я хотел бы чего-то, что заставляет сердце биться быстрее. Например, быть на сцене. Моя девушка работает в театре в Париже, она актриса, мы вместе были на тренинге для клоунов, и я был от этого в полном восторге. Нас учили, как использовать своё тело, как быть на сцене. Для меня это было очень непросто, потребовало больших усилий. И поэтому мне хочется развиваться в этом направлении. Сцена даёт мне нервное напряжение, подобное клифф-дайвингу. Потому что это такое же ощущение – видеть людей, которые на тебя смотрят и чего-то от тебя ждут.

А ты не слишком взрослый для того, чтобы начать актёрскую карьеру?

– Я думаю, что стать актёром можно в любом возрасте. Но сейчас это ещё не план, а просто то, чем мне хотелось бы заниматься.

В твоём аккаунте в Twitter ты называешь себя искателем приключений. Что ты имеешь в виду?

– Мне нравится что-то открывать, изучать новые вещи. Я думаю, если бы я мог выбрать, я бы хотел жить в прошлом, где было больше загадок. Сейчас я чувствую, что много интересных вещей уже открыто. Когда я вижу людей, которые живут в дикой природе, мне это очень нравится, эта простота, стиль жизни. Сейчас так много людей имеют так называемые проблемы, очень странные, например с соцсетями. Я понимаю, что это тоже реальные трудности, но только не в сравнении с тем, когда люди боролись за выживание, сражались с дикими животными… Иногда я мечтаю жить в то время.

Ты самый титулованный клифф-дайвер в мире. Но в этом году ты немного изменил свою тактику и теперь не всегда побеждаешь. Некоторые считают, что тебе стало скучно, и ты просто пробуешь новые прыжки, не заботясь о результате.

– Это не так. Я всегда хочу быть первым. Это на сто процентов правда. Я никогда не начинаю соревнования с мыслями типа: "Ну ок, пойдем просто посоревнуемся".

Но в этом году я пытаюсь научиться новым прыжкам, освоить новую технику, и я использую для этого второй раунд прыжков (из четырёх). Я делаю каждый раз новый прыжок в каждом соревновании. И для меня это способ научиться чему-то новому. Мои результаты не такие хорошие в этом году, но я чувствую, что я сделал прогресс, как дайвер, научился новой технике, сейчас у меня больше контроля в воздухе, чем это было раньше, даже год назад. И у меня теперь больше возможностей. Я чувствую, что я расширил свой репертуар прыжков. И это меня радует. Когда я начал прыгать, у меня был перечень прыжков с возрастающим коэффициентом сложности, и каждый раз, когда я осваиваю новый прыжок, я вычеркиваю его из списка. Может быть, это риск, на который я пошел в этом году, используя таким образом второй раунд, но я об этом не жалею.

Трудно быть первым? Это влияет на твою жизнь?

– Мне повезло, что мир клифф-дайвинга по-прежнему где-то на заднем плане. Нас не показывают очень часто по телевизору, когда я дома – я остаюсь обычным человеком, очень редко кто-то меня узнает. Поэтому нам хорошо – когда мы приезжаем на соревнования, то чувствуем себя звездами на 3-4 дня, а потом возвращаемся домой к нормальной жизни.

Ты надеешься, что клифф-дайвинг войдёт в программу Олимпийских игр в Париже в 2024 году?

– Я думаю, что за последние 5 лет число спортсменов-дайверов сильно увеличилось. Все спортивные события, включая Олимпийские игры, развиваются в сторону зрелищных видов спорта. Они хотят, чтобы люди смотрели соревнования. Наш спорт – один из самых захватывающих для просмотра. И я надеюсь, это будет важным фактором для принятия решения.

Какова перспектива этого спорта? Когда-нибудь же наступит предел сложности прыжков?

– Я думаю, предела нет. Человеческое тело всегда пытается найти новые возможности, и техники тренировок постоянно улучшаются. Если прыжки с 10-ти метровой вышки постоянно совершенствуются, то у нас для этого в три раза больше возможностей.

Ты считаешь себя обеспеченным человеком?

– Да, я считаю, что у меня хороший уровень жизни. У меня нет всего, что я хочу, но я думаю, что это было бы ужасно, если бы всё у меня было. Я считаю, что мне очень повезло. И я не знаю, хотел бы я быть по-настоящему богатым. Если бы я выиграл в лотерее, например. Это меня немного пугает. Богатство в каком-то смысле отделяет тебя от других людей. Я не преследую идею заработать больше денег, у меня нет никакого спонсора в настоящий момент. Я предпочитаю просто прыгать, а не бегать за спонсорскими деньгами.

Можешь назвать три причины, почему ты любишь этот спорт?

– В этом деле ты сразу можешь видеть результаты своего труда – ты работаешь над прыжком, потом выходишь на платформу – 3 секунды – и ты видишь итог своей работы. Когда ты делаешь свой прыжок, это ощущается в каком-то смысле как законченное произведение искусства – это сделано, записано и не может быть изменено. И это мне очень нравится.

Мне нравится фактор страха, нравится разбираться с ним, потому что ты сражаешься со своим разумом. Все твои пять чувств говорят: не прыгай, но ты прыгаешь, и после этого ты всегда чувствуешь себя хорошо.
Ещё мне нравится факт, что этот спорт очень естественный – только человек и природа. Да, у нас есть платформы, но нам не нужны машины, техника. Это просто проверка твоего тела, его физических возможностей.

При прыжке возникает чувство полёта?

– Нет, это чувство падения, а не полёта. Не чувствуешь, что летишь, и это большая разница. Я всегда вижу, как вода приближается всё быстрее и быстрее. Есть очень особенный момент, когда ты отрываешься от края платформы. И это тоже одна из причин, почему я люблю клифф-дайвинг. Как только твои стопы покидают платформу, страх исчезает, бесследно растворяется. Перед этим,  на платформе, я боюсь, нервничаю, сомневаюсь, потому что в это время я могу остановиться и сказать нет. Но как только мои ноги отрываются от опоры, у меня нет выбора, я должен выполнить прыжок.  Что-то меняется у меня в мозгу, все страхи исчезают, и я просто получаю удовольствие.

Как твой русский язык?

– Хорошо, но ещё пока трудно понимать, когда двое русских разговаривают.

Почему ты решил учить русский?

– У меня хорошие дружеские отношения с Артёмом Сильченко, я ездил в Воронеж после чемпионата мира 2015 года и встретил друзей Артёма, потом мы поехали на свадьбу одного из украинских дайверов в Москву, и это было потрясающе, но я не говорил вообще по-русски. Друзья Артёма вообще не говорили по-английски. Он пригласил меня приехать ещё раз, когда он построит дом, сказал, что я могу взять свою девушку.  Я сказал: "Окей, в следующий раз, когда я приеду, я смогу говорить по-русски". И я хочу сдержать обещание.

И как? Получается?

– Да, я люблю говорить по-русски! Но это сложно.
(Последнюю фразу Хант произнёс на русском языке.)

Ты смотрел русские фильмы?

– Да, "Левиафан" и "Брат".

И как тебе?

– Мне оба понравились, мне вообще нравится кино, особенно грустные фильмы. Может быть, потому что после их просмотра я думаю: "Ох, окей, моя жизнь на самом деле прекрасна".

Старый мост впервые покорился Ханту

Во время предпоследнего этапа мировой серии в боснийском Мостаре британец вернул себе лидерские позиции, а дебютант Никита Федотов из России неожиданно для всех занял третье призовое место на пьедестале почёта.

1. Стивен Лобу боролся до конца.

Стивен Лобу.

redbullcontentpool, Другой

Фото:

Действующий чемпион мира по клифф-дайвингу из США Стивен Лобу уступил Ханту, несмотря на более высокий коэффициент сложности прыжка, и стал вторым.

2. Раскадровка чемпионского прыжка Гэри Ханта.

Соревнования по клифф-дайвингу.

redbullcontentpool, Другой

Фото:


В серии 2017 года Гэри решил пробовать новые прыжки на каждом этапе. "Для меня это способ научиться чему-то новому, – говорит Хант. – Мои результаты не такие хорошие в этом году, но я чувствую, что я сделал прогресс как дайвер, научился новой технике. Сейчас у меня больше контроля в воздухе, чем это было раньше, даже год назад".

3. Никита Федотов из России преподнёс сюрприз зрителям и судьям.

Никита Федотов.

redbullcontentpool, Другой

Фото:

22-летний хайдайвер из Воронежа впервые выступил в мировой серии и показал отличный результат.

4. Гэри Хант начал выступать в мировой серии Red Bull Cliff Diving в 2009 году.

Гэри Хант.

redbullcontentpool, Другой

Фото:

33-летний британец шесть раз становился чемпионом мировой серии. Это абсолютный рекорд.