В 2010 году Энни Леннокс появилась в ТВ-эфире в футболке с надписью «ВИЧ-положительная», что породило слухи о её здоровье. Недавно о своём ВИЧ-статусе заявил Чарли Шин, чем вернул внимание к проблеме. Леннокс не интересует цирк вокруг Шина, но она рада растущей осведомлённости людей о недуге. Певица и посол доброй воли ЮНЕСКО рассказала о том, что ещё может помочь победить недуг.

Как вы стали активистом по борьбе с ВИЧ/СПИД? 

В 2003 году меня пригласили на запуск фонда Нельсона Манделы по борьбе с этими вирусами. Он организовал концерт, на котором выступали Питер Габриэл, Юссу Н’Дур, Бейонсе и Боно. На следующий день Мандела проводил пресс-конференцию, на которой заявил, что эти болезни приобрели в его стране масштабы геноцида. Для меня это прозвучало как сигнал тревоги. В голове не укладывалось, как могло случиться, что так мало людей знают о масштабах бедствия. Даже сейчас ВИЧ/СПИД является самой распространённой причиной смерти женщин репродуктивного возраста. 

Есть ли неправильное понимание природы болезни?

Безусловно, это продолжается и люди до сих пор не знают всех фактов. Нет, вирус не передаётся, если вы обняли кого-то, поцеловали или выпили из чьего-то стакана. Очень важно разрушить страх, это можно сделать благодаря просвещению. Нам нужна общественная дискуссия о проблеме, организовать которую сложно, – люди склонны вести себя скрытно в том, что касается сексуального поведения.

Допустимы ли скандальные поводы для того, чтобы возникла эта дискуссия?

Сейчас каждая общественная проблема соревнуется с другими за внимание со стороны медиа. Иногда что-то противоречивое, например, признание голливудского актёра о его ВИЧ-статусе, может породить дискуссию. Без такого диалога проблема уйдёт в конец газет, но так быть не должно, она очень важна.

К слову, о Чарли Шине. Хотели бы вы, чтобы ещё больше звёзд рассказывали о своём здоровье?

Мы живём во время, когда знаменитости рассматриваются как валюта. Это странно, ведь каждая личность наверняка не хочет разглашения фактов о личной жизни, это происходит вынужденно. Мэджик Джонсон набрался отваги признаться несколько лет назад – это замечательно. А в случае с этим актёром, если он не поступал нарочно, то не думаю, что это ценно. Но всё-таки хочется надеяться, что это был выбор Шина и что он будет вести себя ответственно, например, практиковать защищённый секс.

Из-за вашей работы у вас, должно быть, много друзей и знакомых с ВИЧ/СПИД. Как вы их поддерживаете? 

У вас может быть много ВИЧ-позитивных друзей, которые вам в этом не признавались. Вообще, люди, не раскрывающие свой статус, чувствуют себя одиноко, им страшно. Я всё время повторяю:  лучшее, что можно сделать, – сходить и сделать тесты.

Почему тесты на ВИЧ не включены в обычные проверки?  

Это очень хороший вопрос. Я сама недавно проверялась, врачи взяли пробы крови и так пеклись о том, чтобы о результатах теста на ВИЧ никто не узнал. Я была в шоке! А было бы полезным, если такие тесты стали обычным делом.

Вы написали песню Sing, чтобы повысить осведомлённость о ВИЧ. Будут ли  ещё подобные синглы?

Песни могут помогать рассказывать о проблемах или собирать деньги. Я давно не писала песни, так что вообще не уверена, что у меня это снова получится. ( Смеётся. )