Шоу-бизнес

Зулейхе отрубают косы: репортаж со съемок экранизации бестселлера Гузель Яхиной

На ТВ стартовал сериал "Зулейха открывает глаза"
Зулейхе отрубают косы: репортаж со съемок экранизации бестселлера Гузель Яхиной
Зулейхе отрубают косы: репортаж со съемок экранизации бестселлера Гузель Яхиной
Юлия Пересильд и Елена Шевченко на съемках сериала "Зулейха открывает глаза". Фото Кинокомпания "Русское"
Юлия Пересильд и Елена Шевченко на съемках сериала "Зулейха открывает глаза". Фото Кинокомпания "Русское"
Чулпан Хаматова на съемках сериала "Зулейха открывает глаза". Фото Кинокомпания "Русское"
Юлия Пересильд и Елена Шевченко на съемках сериала "Зулейха открывает глаза". Фото Кинокомпания "Русское"
Съемки сериала "Зулейха открывает глаза". Фото Кинокомпания "Русское"
Съемки сериала "Зулейха открывает глаза". Фото Кинокомпания "Русское"
Съемки сериала "Зулейха открывает глаза". Фото Кинокомпания "Русское"
Чулпан Хаматова на съемках сериала "Зулейха открывает глаза". Фото Кинокомпания "Русское"
Съемки сериала "Зулейха открывает глаза". Фото Кинокомпания "Русское"
Александр Баширов на съемках сериала "Зулейха открывает глаза". Фото Кинокомпания "Русское"
Сергей Маковецкий на съемках сериала "Зулейха открывает глаза". Фото Кинокомпания "Русское"
Юлия Пересильд и Елена Шевченко на съемках сериала "Зулейха открывает глаза". Фото Кинокомпания "Русское"1/10

На телеканале "Россия 1" стартовал долгожданный сериал "Зулейха открывает глаза" по одноимённому роману Гузель Яхиной. По этому случаю Metro вспомнило свои яркие впечатления со съёмочной площадки проекта. (Повтор материала от 25.01.2019).

Часть съёмок проходит в подмосковной Щербинке на территории железнодорожного испытательного полигона – там режиссёр-постановщик кинокомпании "Русское" Егор Анашкин снимает сцены стоянок поезда с переселенцами, на котором следует и главная героиня, татарская крестьянка Зулейха. По сюжету в 1930-м году её семью раскулачивают, мужа расстреливают, а её саму отправляют в спецпоселение в Сибирь.

Я приезжаю задолго до начала съёмок и наблюдаю за длительным и сложным процессом подготовки. Сначала "фактурят" вагоны-теплушки – припорашивают их "снегом" (специальном составом из прессованной бумаги). Затем обживают пространство около поезда – развешивают бельё на верёвках, выставляют импровизированную кухню, выкладывают гору дров, выкатывают подводу с лошадью, реквизиторы подтаскивают баулы с ружьями, пистолетами и кобурой для охранников-красноармейцев. Собираются артисты массовки – мужчины и женщины в грязных рваных тулупах, чумазые детишки, перемотанные пуховыми платками. Малышня тут же начинает баловаться и бегать, путаясь у всех под ногами.

На площадке появляется режиссёр-постановщик и приступает к репетиции сцены с главными актрисами Чулпан Хаматовой (Зулейха) и Юлией Пересильд (красноармеец Настасья), которая должна быть одной из наиболее эмоциональных в сериале. По сценарию одна из соседок Зулейхи по вагону - Изабелла (Елена Шевченко) - во время стоянки обращается к Настасье с просьбой выдать мыло и жалуется на вшей. Та же решает разобраться с проблемой кардинально – заметив проходящую мимо Зулейху, отрубает ей косы топором.

– Признаюсь, мне непросто было вживаться в свою героиню, был момент неприятия этого человека, – признаётся Пересильд в перерыве. – Но я для себя объясняю, что Настасья искренне верит в революцию и в то, что надо просто пережить этот кровавый период и тогда все будут счастливы. 

Что касается противостояния Настасьи и Зулейхи, Юлия замечает, что они обе мечтают о простом женском счастье, но её героиня пытается получить его силой, а это невозможно: "Внешне слабая Зулейха оказывается в итоге более мужественной и смелой, а Настасья – уверенная и напористая – по сути слаба и несчастна."

К группе присоединяется практически неузнаваемый Сергей Маковецкий – в заношенном пальто с чужого плеча, голова покрыта чем-то вроде потёртого покрывала.  В романе персонаж Маковецкого –  доктор Лейбе – не выдерживает страшных потрясений, связанных с приходом советской власти, и впадает в частичное беспамятство, как будто оказывается "в яйце", отделяющим его от реальности.

– Как объяснили мне друзья-врачи, это состояние называется дереализация, – рассказывает актёр. – Человек адекватно себя ведёт, он не безумен, но просто не осознаёт, где находится. Забывает, что происходило минуту назад. Лейбе принимает теплушку за госпиталь на колёсах, не понимая, что на самом деле происходит. И потом, через боль, он снова возвращается в реальность. Лишь необыкновенная сила и мужество помогают ему это всё пережить... А теперь потребуется наше актёрское мужество, чтобы передать холод, голод, ощущение бесконечного пути – что они едут, едут и едут. И остаются на их пути одни могилы.

Не знаю, как насчёт голода и всего остального, но передать мучения от холода на тот момент было совсем несложно и не обладая актёрским талантом. Уже через час топтания на открытой площадке мне начало казаться, что мои ноги стали деревянными. А артистам предстояла смена до позднего вечера.