Фанни Ардан привезла в Москву фильм "Диван Сталина" о советском вожде, роль которого исполнил Жерар Депардьё

В рамках франко-российского Года языка и литературы 68-летняя Фанни Ардан презентовала свой фильм русской публике в кинотеатре "Пионер", который, кстати, показывал второй фильм о Сталине подряд. Накануне зрители могли оценить картину "Смерть Сталина", несмотря на то что Минкульт отозвал прокатное удостоверение. Премьера ленты "Диван Сталина" прошла спокойно – без провокаций и скандалов.

– Это кино о личности, без претензий на глобальное произведение. Мне очень интересно и важно было исследовать, как меняется человек, попадая во власть. Как власть меняет человека, – отметила Ардан во время беседы со зрителями. – Мне важно мнение русской публики, хотя оно наверняка будет критичным. Но то, о чём говорит фильм, не надо воспринимать как чисто русскую историю. Заявленная проблема универсальна.

"Есть всегда что-то дву­смысленное, когда предлагаешь известному актёру сыграть известную личность".
Фанни Ардан, актриса, режиссёр

Действие картины разворачивается на одной из секретных дач Сталина. В ней появляется скульптор Олег Данилов, который будет работать над монументом в его честь. Данилов сразу же оказывается в центре внимания окружения Сталина и его давней знакомой Лидии. Лидию и Сталина связывают романтические отношения...

Уже на первой минуте фильма произошёл забавный казус: невесть откуда взявшийся занавес скрыл изображение. Мой сосед в кресле справа рассмеялся и сказал, что это знак – смотреть не стоит. Вспомнились и слова Ардан про "критичное мнение": зал начал пустеть. Ушедших было немного, но их понять можно: фильм скорее отталкивал, чем притягивал. Он тяжёлый, мрачный.

Главное, было абсолютно не ясно, почему Сталин именно такой, каким он предстаёт на экране. Какие события сформировали его как человека, которого все боялись. Режиссёр никак не объясняет и даже не намекает, почему в одной ситуации Сталин поступил так, а в другой – иначе. И ситуацию не спасает даже актёрская игра Депардьё, который в роли Сталина смотрелся скорее неуклюже, чем органично. Но это саму Ардан, видимо, ничуть не смутило.

– Я ему говорила: плевать, что ты не похож, мы же не документальный фильм снимаем и не иллюстрацию истории, –  сказала Ардан по поводу Депардьё. – Я говорила ему сыграть Сталина с его собственной внутренней правдой, правдой человека, наводящего страх и ужас.

По поводу мрачной атмосферы ленты режиссёр также высказалась. Она отметила, что хотела создать в картине то время суток, которое во Франции называют "между собакой и волком". Наверное, это единственное, что ей на сто процентов удалось.