Какой факт из жизни самой успешной в мире женщины-снайпера вас поразил?

- Меня вообще поразил факт существования такой женщины. Вся её жизнь – парадокс. Павличенко дружила с Элеонорой Рузвельт. И была в Америке, где сказала фантастическую фразу, которую просто так не придумаешь (выступая перед журналистами и обычными американцами, она сказала: «Джентльмены. Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!» – Прим. ред.). Людмила Михайловна состоялась, пожалуй, как солдат, как женщина, как снайпер и как дипломат...

А в чём её секрет, как вы думаете?

- Это её характер. У неё прекрасное чувство юмора. В одном из писем сестре Елене она пишет (примерно): «Дорогая, ну нет у вас табачка, прислать мне тебе не получается. Что же делать? Придётся, значит, тебе сидеть так, а мне курить за двоих». У неё какое-то чувство юмора было... мужское. Не женское это «хи-хи-хи», а самоироничное.

На Раневскую смахивает...

- Да, но в ней нет, конечно, этого актёрского шарма. Она скромнее. Но ещё есть, например, фотография, где она сидит с генералом Петровым, общее фото. Она тогда даже офицером не была. Так вот, она сидит такая (Юлия поправляет платье, широко расставляет ноги и наклоняется чуть вперёд, опираясь одним локтем на колено, как это делают только самые «чёткие» парни) в армейских сапогах, шинель расстёгнута. А вокруг – все по форме. А у Павличенко ещё и сигарета в руках. Очевидно, что для неё были особые правила. Она такой сын полка. В какой-то степени, звезда...

В фильме много было тяжёлых эпизодов. Вам какой момент с точки зрения настроения и игры дался труднее всего?

- Это эпизод, где меня закапывали в землю. Такого со мной не было. Потому что это просто столкновение с космосом..

По-настоящему закапывали?

- Ну да, три раза. Когда первый раз закопали, скажу я вам, это были те ещё ощущения...

...а что вы чувствовали?

- Чувствуешь холод, неимоверную тяжесть – я никогда не думала, что земля такая тяжёлая. Через какое-то время ты ничего не слышишь...

Вы долго лежали в земле?

- Ну, пока камера, мотор.... Трубочку вытаскивают, воздух в лёгкие набираешь. Потом тебя откапывают – время-то идёт. Но там оно, кстати, идёт иначе. 15 секунд тянутся как несколько часов. Я вроде бы даже и не испугалась сначала, но потом, когда меня выкопали в третий раз, я почувствовала, что меня прям трясёт-трясёт-трясёт. На меня навалилась жуткая усталость. Ни руку не поднять, ни ногу. Я вроде бы ничего не делала, просто лежала. 

А давайте про мужчин поговорим?

Давайте (улыбается).

Павличенко выбирает мужчин по характеру, как мне кажется, таких же крепких, волевых и сильных, как она сама. Почему, как вы думаете, интеллигентный доктор-еврей ей не подошёл?

Как раз в конечном итоге он-то ей и подошёл. Но, к сожалению, ничего не сложилось. Ну, знаете, всем свойственно заблуждаться. Я, кстати, очень люблю эту финальную сцену на деревянном пирсе. Страшная сцена. Потому что вдруг, в конце жизни, она поняла, что могла быть счастлива, и не проходить весь этот ад, понимаете? Могли бы быть вареники и много детей. Могло быть прекрасное счастье в чудесной еврейской семье. И в тот момент, когда эта сцена происходит, она в будущем не уверена. Так что это, скорее всего, просто несостоявшееся счастье с Борей (так зовут врача – прим. ред.).

А Павличенко в конечном итоге была счастлива, как вы считаете?

Я думаю, она была счастлива как человек, который познал много горя, прошёл через ад и выжил. И весь этот груз достойно вынес на своих плечах. А если говорить про такое умиротворённое счастье, лёгкое и беззаботное, то у Людмилы Николаевны его просто быть не могло, потому что после войны жить, конечно, гораздо тяжелее. Наверное, по ночам спится хуже. 

Часто проводят аналогии между героем и актёром, который его играет. Вот если сравнивать вас с вашей героиней, то вам такие же сильные мужчины нравятся? И кого из тех, кто встречался Павличенко, вы бы выбрали?

Это нескромный вопрос (смеётся).

Извините, пожалуйста... 

Я шучу, конечно... Просто тут три таких прекрасных актёра... кого ты выберешь.

Нет, давайте всё-таки про характер поговорим, не про актёров. Вам какой характер ближе?

Мне, наверное, был бы ближе Киценко. Они с Людой были похожи, одно целое, два одинаковых существа... А если говорить про меня как про Юлю, то так случается, что люди, с которыми я существую вместе, из моей профессии. Возможно, всё и изменится...

И всё-таки - брутальные тафгаи или интеллигентные врачи? 

Нет такого. Не задаюсь целью: так, в следующий раз только интеллигентный врач. Больше никаких брутальных мужчин. Так же невозможно настроиться. Ты влюбляешься в талант человека. А какой он...

Последний вопрос. Война – это женское дело?

Война – это не дело. Война – это смерть. И у неё нет пола и имени, нет лица. Это страшное животное, чудовище. И это ничьё дело. Я очень отрицательно отношусь к