Шоу-бизнес

Яна Вагнер: "Я самоизолировалась девять лет назад"

Интервью с автором романа "Вонгозеро", по мотивам которого сняли "Эпидемию"
Яна Вагнер: "Я самоизолировалась девять лет назад"
Яна Вагнер. Фото из личного архива

Российский сериал "Эпидемия", основанный на дебютном романе Яны Вагнер "Вонгозеро", занимает 4-е место по просмотрам в рейтинге лучших сериалов на Netflix. Его оценил даже мастер ужасов Стивен Кинг. Metro узнало у Яны Вагнер, что она обо всём этом думает.

Какие ощущения, когда тебя практически похвалил Кинг? Любите вы его?
А кто не любит Стивена Кинга? Я – очень, и поэтому представить, что он смотрит сериал, снятый по моей книжке, пока сложновато. С моим дебютным романом за девять лет случилось много удивительных вещей. Ничего из этого я, разумеется, не ожидала.

В книге вы в чём-то предвосхитили реальность... Вас саму это не пугало?
Тут я как раз процитировала бы Стивена Кинга, которому в разгар пандемии досталось в разы больше сравнений с его романом The Stand ("Противостояние"), чем мне. Когда его окончательно допекли, он написал в своём Twitter: "НЕТ, я НИЧЕГО не предсказывал, и НЕТ, это не ТАКОЙ вирус". Очень созвучно с тем, что по этому поводу думаю я.

Как придумывали свой вирус? Руководствовались ли какими-то медицинскими знаниями, или вирус в вашей истории – лишь фон?
Ну конечно, вирус – просто фон. Я писала историю о конце света (а это очень широкое понятие), чтобы поговорить о хрупкости нашей привычной жизни, и могла выбрать любую декорацию. Эпидемия просто показалась мне самой реалистичной. Но это не значит, что я не изучала матчасть. Все эти подробности, которые так всех поразили в марте, – карантин, блокпосты, закрытые границы и отменённые авиарейсы – я, вообще-то, не придумала и не угадала, я просто изучила протоколы ВОЗ. Модели развития глобальных эпидемий просчитаны давно и лежат в открытом доступе.

Как вы сами пережили карантин?
В моей жизни как раз почти ничего не изменилось, я в каком-то смысле самоизолировалась ещё девять лет назад, когда мы построили дом в деревне. Но человечество в основном состоит из активных экстравертов, не все такие отшельники, как я.

Вы довольны сериалом?
Отношение писателей к экранизациям – отдельная непростая тема, конечно, и без ревности не обходится. "Эпидемия" гораздо остросюжетнее и громче моего "Вонгозера", и на скорости выпало довольно много дорогих мне вещей. Но, с другой стороны, если бы снимали точно по книге, получился бы скорее такой камерный меланхоличный арт-хаус, а не блокбастер, рассчитанный на массового зрителя.

Нравится ли вам название "Эпидемия"?
Название мне как раз совсем не нравится. Эпидемий десятки и на экране, и на книжных полках. Может быть, поэтому "Нетфликс", как и мой английский и, кстати, ещё и монгольский издатели выбрали To The Lake ("К озеру"). Вонгозеро – это реально существующее озеро в Карелии на границе с Финляндией, куда, собственно, и путешествуют герои. Да, карельские топонимы сложновато звучат для иностранного уха, но в пяти странах название менять не стали вовсе.

В сериале ярко показана жестокость властей, из-за чего, видимо, у него были проблемы с показом. Насколько важны действия власти в истории?
Ну, вообще-то, зловещие военные в масках, зачистки и прочая колючая проволока для этого жанра – обязательный компонент, в Голливуде на эту тему сотни фильмов сняты. И то, что у нас это вдруг превратилось в политическое высказывание и вылилось в цензурный скандал, лишний раз доказывает, что пост-ап (постапокалиптика) – развлечение для безмятежных и благополучных, а мы реагируем на него всерьёз и очень нервно. Для нас это не аттракцион.

Когда ждать экранизации продолжения "Вонгозера" – "Живые люди"? И будет ли третья книга?
Не знаю, но уверена, что на волне такого успеха второй сезон будет. Правда, история в первом сезоне настолько далеко ушла от оригинала, что вряд ли мои камерные "Живые люди" так уж пригодятся. А вот третьей части "Вонгозера" не будет точно. Сейчас мне интересно другое. Я с тех пор написала "Кто не спрятался", ещё один поклон любимому жанру – герметический детектив, а в следующем году надеюсь закончить новый роман, и думать хочется только о нём.

Стивен Кинг посмотрел сериал "Эпидемия" и поделился впечатлениями в "Твиттере":
"To the lake ("Эпидемия") – чертовски хороший российский сериал на Netflix. А вот четыре вещи, которые нужно знать о нём:
1. Он о чуме; 2. Там много снега и холода (Россия всё-таки); 3. Все пьют водку;
4. Небольшой спойлер: маленький ребёнок – та ещё заноза в заднице", – написал Кинг. А через час писатель сделал ещё один пост, где добавил ещё несколько замечаний: "1. Представьте спагетти-вестерн, только со снегом и заражёнными чумой русскими убийцами. 2. Кинематографически всё круто. Некоторые вещи снимаются вверх ногами. Почему? Не знаю. 3. Ребёнок всё ещё заноза в заднице".

"Эпидемия"

По сюжету, когда Москву поражает неизвестный вирус, Сергей (Кирилл Кяро) вместе со своей новой возлюбленной, её сыном-аутистом, родным сыном, бывшей женой, так и не сумевшей его простить, отцом и примкнувшими к ним соседями отправляются в Карелию.