Шоу-бизнес

Виктор Рыбин: Шнуров смеётся над народом, а мы над собой

Интервью лидера первопроходцев сатирического рок'н'ролла
Виктор Рыбин: Шнуров смеётся над народом, а мы над собой
Виктор Рыбин. Фото Наталья Мущинкина.

Первопроходец сатирического рок-н-ролла – группа "Дюна" – отмечает 30-летие уже третьим большим концертом в столичном Yotaspace за полгода. Мы побеседовали о классике рока, Шнурове, Маликове, Лепсе и "Грибах", а также том, как песни, кажущиеся однодневками могут стать хитами на десятилетия. Также Виктор Рыбин рассказал, какие ещё коллективы можно считать по-настоящему народными, что сделали с ансамблем федеральные телеканалы и какая "Дюна" на самом деле.

Вы говорили, что комедийная музыка сейчас в целом не очень востребована…

Скорее сатирическая. И молодёжи смешные песни, в моём понимании, уже не интересны. Сейчас юмор изменился, стал жёстче.

А суперпопулярный "Ленинград" это разве не почти тоже самое, что вы сами делали с самого начала? Все эти социальные зарисовки.

Я думаю, у Ленинграда юмора нет вообще. Мы вот над собой всегда прикалывались, а Шнуров высмеивает и жёстко стебёт сам народ. Я против такого в своей группе.

Получается и в “ФирмЕ” вы смеётесь над "золотой молодёжью" и фарцовщиками, имея в виду себя? А казалось бы, что "Дюна" – это рупор рабочего класса… Получается, все эти богатенькие Анжелы с Мальборо тоже были среди ваших подруг?

Так и есть *смеётся*. Мы и были этими модниками и спекулянтами, любили жвачку и иностранные сигареты. Хотелось красивенькой жизни. Поэтому песня и вышла такой убедительной – мы пропустили всё через себя. Сейчас ведь ничего не изменилось в запросах молодежи, только названия лейблов.

Вы говорили, что интернет у нас пока не сильно развит, а один эфир на федеральном канале гораздо круче любых 5 миллионов просмотров на ютюбе. А слышали, что Дима Маликов стал героем твиттера, его приглашают многие молодежные видеоблогеры, с миллионной аудиторией.

Знаю, потому что он там тусуется, у него все эти инстаграмы, твиттеры. У меня этого нет. Но я вам могу одно сказать, что Дима Маликов совершенно не обижен федеральными каналами. Он там находится с завидной постоянностью и в очень большем объеме. За счет этого он интересен и интернет-пользователям

Но, скорее всего, они же и не смотрят телевизор...

Они смотрят ТВ и очень хорошо. Я на примере нашего сына могу сказать, что одного его появления в одной из программ 1го канала, я даже больше скажу - это не музыкальная программа, а популярное ток-шоу, и маленькие девочки, которые якобы не смотрят "Первый канал", завалили его сообщениями в инстаграмме. Вот вам и ларчик открывается, все просто. Дома телевизор включен всегда как фон и ты в любом случае впитываешь.

А как вы думаете, почему в телевизоре у нас эдакая камарилья: на протяжении 25-30 лет одни и те же лица, которые изредка пускают к себе каких-нибудь фабрикантов, которые быстро пропадают, а условный Николаев – всё сидит.

Они дружат меж собой, образовывают такой клан, куда можно запускать немного молодых для приличия. Вот есть, например, программа "Субботний вечер", очень популярная. Музыканты там ведь записывают определённые композиции. Режиссеры намекнут: "мы хотели бы услышать песню такую-то". И никуда не денешься – записываешь, идешь и поешь. Мы там в полном объеме были до 2008-2009 года. Потом я имел неосторожность в одном интервью кое-что брякнуть про Стаса Михайлова, зацепив этим очень серьезных людей из правительства, и нам сразу закрыли "Россию" на замок. Мне задали личный вопрос: как, по моему мнению, Михайлов раскрутился? Я и выдал свою версию. Повторять не хочу, а то и с "Первого" уберут.

Чем вы там сейчас занимаетесь?

Вот, уже второй месяц снимаюсь в проекте "Три аккорда". Пою, правда, не свои песни, но по-другому – никак. Ну, ничего. Беру наши, народные: "Ах, Одесса", "Губит людей не пиво", "Поспели вишни" -- набрал себе штук десять, мы прорепетировали их с потрясающим оркестром "Red Square".

Короче, возвращаетесь на телевидение...

Мы с него и не уходили. Мы вот с Наташей там постоянно находимся: про нас снимают программы, а мы и не отказываемся. На концертах мы тоже появляемся вдвоем, дуэтом. А "Дюну" – да, не хотят, боятся. Мы же всегда были колючие. Шнура вот почему выпускают? Потому что "На лабутенах" спрятать уже нельзя, слишком популярная песня. И СМИ это понимают, поступают мудро и уже его не прячут.

Но Шнур и за десять лет до "Лабутенов" был довольно известен, разве нет?

Он был известен матом. Но в итоге прогнулся. Я и Наташе как-то говорил: "вот если споёт сейчас "в офигительных" -- все, крест можно ставить, но на телевидении попрёт". Ну, они и спели. У него же еще и жена продюсер: одела, причесала его – формат расширился необъятно. Но если бы у меня была такая песня, я бы "в офигительных" петь не стал.

Но у вас мата в песнях и не было никогда.

Никогда. И не будет.

Это принципиальная позиция?

Для меня – да. Я и в жизни вообще не матерюсь. Могу случайно приложить. А "Ленинград" мне нравится не как рок-, а как шансон-группа.

И.З. Если брать 90-е, я бы еще провел параллель между вами и группой "Сектор Газа" – та же социальная сатира, та же "народность".

Мне они очень нравятся. Хороший коллектив. Они сначала даже были более популярны, чем мы, пока мы не пошли в поп-музыку. На мой взгляд, "Дюна", "Ленинград" и "Сектор Газа" -- мы в одной когорте "дурацкой музыки" – можно выпускать и на "Песню года" и на рок-фестиваль. Была еще группа "Манго-Манго", но они начали умничать, ушли в капустник, в студенческий юмор, а там аудитория поменьше.

Вы в ком-то видите русскую “народную” группу, такую, как была Дюна лет 20 назад ?

Нет, не вижу. Нет песен с крепкими текстами, такими чтоб надолго. Есть сезонная продукция. Хотя, так же мы вначале думали и о своей песне "Страна-лимония", что это на год-полтора и все. Нам повезло, что она более долгое время продержалась. И сейчас появляются интересные сезонные песни, например "Вите надо выйти", или те же "Грибы". Но бюджет на "Грибы", как мне рассказывали, был не один десяток миллионов рублей, чтобы сделать "посев". Никто изначально такое смотреть не будет, если "тупо" создать аккаунт в ютюбе "Грибы" и повесить песню "Тает лёд". Будет просмотров 600 в месяц. Конечно, все это надо продвигать, заниматься рекламой. То же самое, как мы раньше вкладывали деньги в клипы, в телевидение.

Каким образом?

Носили на туда изрядные чемоданы денег, и это не секрет, ведь все так раскручивались. Было какое-то время, когда эти деньги никуда не носили, их некуда было носить, потому что на тв деньги не берут сейчас условно уже лет 10-15. Но если ты находишься в обойме какого-то клана (клан “Первого канала”, клан канала "Россия"), то ты регулярно появляешься в их праздничных концертах и программах и за счет этого продвигаешь свою музыку. А так вот, чтобы группы какие-то сейчас появились, то нет. Как по мне, все остановилось на "Земфире" и "Мумий Тролле". Пока больше ничего. Периодически сменяются мужские герои, например, Александра Серова сменил Григорий Лепс. Лепс пока вне досягаемости, он актуальный и интересный людям. И музыка у него добротно звучит. Больше никого после них не появлялось. И у девчат тоже никого.

Вы ведь уже выступали в этом году по случаю 30-летия группы... С таким размахом отметили, что решили повторить?

Да, мы уже давали два больших концерта в Москве в этом году, на первый были проданы все билеты, а на второй – 80%. Но это было воскресенье. Не самый удачный день. Но у нас, в принципе, никогда не приходило мало народа. Если это концерт, то почти всегда аншлаг. Зачем иначе работать?

То есть популярность не падала даже спустя столько лет?

Популярность нет, а медийность волнами то накатывает, то откатывает. И Rolling Stones и Pink Floyd ведь тоже не всегда в телике, но их знают и любят. Но и если ты удержался, то главное не скатиться в нафталин – чтобы тебя рассматривали в контексте "а помнишь?". Наш парадокс в том, что я из информационного пространства никогда не выпадал, а поскольку “Дюна” ассоциируется с Витей Рыбиным, то о забвении коллектива говорить не приходится. Многие, конечно, слушают мои дуэты с Наташей Сенчуковой и мы сейчас часто строим выступления из нескольких отделений, где выходит сначала она, потом мы вместе и дальше Дюна. А вот те, кто идёт именно на группу, это уже совсем "наши" – неформалы.

В глаза очень бросается удивительно отличие в легком и как будто синтезированном звучании на ваших альбомах и таком напористом и упругом рОковом саунде на выступлениях.

На самом деле на всех наших альбом были живой бас и электрогитара, а синтезированные барабаны и миди клавиатуры были как раз очень модными и крутыми на тот момент. А вживую мы всегда звучали, как и сейчас – колюче и рок'н'ролльно.

То есть существует две параллельных Дюны, в телевизоре и на концерте?

На самом деле, даже три. Дело в том, что образ, представленный на телевидении был не нами создан. Они выбирали песни, а не мы. И это были как раз “Коммунальная квартира”, “Борька-бабник”. А действительно "наши" темы, такие как "ФирмА", "Пижон", “Что ж я маленьким не сдох” ("Блонда") выбирали слушатели, покупая кассеты. Поэтому даже бывали конфликты на концертах, когда мы приезжали в какой-то город и одни хотели спокойно посидеть и послушать наши смешные истории типа "Борьки бабника", а другие попрыгать под “Страну-лимонию” и "Привет с большого бодуна и обязательно в танц-партере.

Помните какой-то конкретный случай?

Однажды даже пришлось договориться, чтобы ребят пустили поколбаситься в оркестровую яму в ростовском доме офицеров. Там же 1200 только сидячих мест. Так мы дали несколько концертов. Но сейчас такого столкновения интересов среди слушателей нет. В концертные залы родители приходят с детьми посидеть-посмеяться, а если это клуб вроде Yotaspace, то уже без них -- потанцевать. Ну или со "взрослыми детьми" от 25 лет. Я уже в который раз выступлю там за последние два года и иногда приглашал на сцену ребят до 30 лет, а они как один говорили: "когда, мне было 10 лет, мой папа в машине слушал группу "Дюна"". И вот теперь они сами к нам ходят на концерты – активная часть уже сформировавшихся людей. Мальчики же начинают думать головой после 27 лет.

Ну вы как раз меня и описываете. Я пошел на концерт из научного интереса и очень удивился, услышав в ваших ранних песнях элементы нью-вейва, хард рока, фолка и даже фанк, а не только комедийный шансон, к которому все привыкли. Что вы сами слушали, когда записывали первые пластинки?

Это была и очень неплохая советская музыка: "Голубые гитары", "Лейся песня", "Самоцветы", "Поющие сердца", "Пламя" и тд. Это они по телевизору и в первом отделении концертов пели "мой адрес не дом и не улица", а во втором это уже был Look at yourself Uriah Heep и прочий западный рок. Время накладывало отпечаток – иначе бы тебе не утвердили программу. Ну и конечно мы слушали Led Zeppelin, Grand Funk, Midnight Oil. Список был очень большой. При этом я не был фанатом Beatles никогда.

А что, например?

Любил группы пожёстче – Rolling Stones и Creedence. А когда мы начинали играть были популярны откровенно металлические банды: “Ария”, “Мастер”, “Черный Кофе”, “Шах" и тд. Одновременно с этим Западе уже начали выстреливать лирические группы вроде Spanday Ballet, Human League, Arcadia. И на этом фоне получились такие наши веховые песни, как “Страна-Лимония”, актуальная и по сей день. Забавно, что песня "Привет с большого бодуна" стала популярной не тогда, а спустя 20 лет уже в двухтысячные. После перестройки началось бандитское время и очень хорошо шла полублатная "Женька, ты дошутишься", а потом уже пресловутые "Море пива" и "Коммунальные квартиры". Таким образом менингитно-голожопое детство наложило своё звучание и всё равно получился рок'н'ролл.

А где-то, например, в песне "Русский народ" получился вообще арт-рок…

"Русский народ", кстати, была вообще самая первая песня группы Дюна, а вторая уже Страна-Лимония. И обе какое-то время исполняла Лариса Долина. Вообще "Русский народ" мы сочинили на волне интереса к Игорю Талькову, но у нас этот национальный месседж не сильно выстрелил.

Возвращаясь к вашему предстоящему выступлению... Многие концерты в этом клубе, даже известных исполнителей, всего по 300 рублей и можно ходить даже на то, что не слушал ранее. Из научного интереса.

Да-да, это очень демократично. И площадка очень четкая, прям "наша" совсем. "Сисадмин" споем – новую песню. Костерят нас за неё, но нас всегда костерили.

Как раз то, о чём вы говорили: что шутки у вас всегда получаются про что-то прошлое, а когда начинаете юморить про новое, люди не хотят это воспринимать.

Поэтому нужно напомнить людям, что дюна – это холм из говна, присыпанный тонким слоем песочка. Мы тоже вонять умеем, мама не горюй.

А вот песня "Октябрятская партизанская" – про лимоновцев, все-таки?

Был 93-й год, я тогда и не знал толком, кто такой Лимонов. Мы еще хотели написать композицию "Дед Мороз, красный босс". Много было таких. Мы же с Серегой со школы вместе сидели и придумывали дурацкие песни. Их много есть, но время-то тогда уже ушло. Я могу сказать, что если б в 93-м году мы начали писать песни, похожие на "ФирмУ", они бы не пошли. А вот в 89-м пошли. Мы вовремя как-то появились. Очень хотелось петь на сцене, и мы играли все подряд. Мы в 12 лет начали. А в 13 уже лабали Grand Funk, представляете? Нас было всего три человека: бас, гитара и барабан, втроем и исполняли. Звучали как Creedance Clearwater Revival и на танцах играли эту музыку.

А Вы удивились, когда дочь сооснователя "Дюны" Сергея Катина стала чуть ли не самым известным российским музыкантом в 21 веке? Ведь группу Тату знают во всем мире.

Нет. Мы с Серегой дружим всю жизнь, он очень талантливый человек, поэтому и дочка должна быть непростая.

Дюна – советская и российская музыкальная группа, образованная Виктором Рыбиным и Сергеем Катиным в 1987 году в городе Долгопрудный. Нынешний состав:

Виктор Рыбин — вокал, перкуссия (1987 – наст. время)

Михаил Дульский — гитара, бэк-вокал (1992 – наст. время)

Игорь Пляскин — гитара (2002 – наст. время)

Олег Колмыков — бас-гитара (2012– наст. время)

Андрей "Толстый" Апухтин — клавишные (1991 – наст. время)

Роман Махов — ударные (2011 – наст. время)