В Нижнем Новгороде завершился первый в России международный фестиваль веб-сериалов Realist. Корреспондент Metro побывал на нем и оценил самые интересные проекты.

Формально веб-сериалы – это любые сериалы, снятые специально для Интернета, но это понятие надо как-то сужать. Ведь иначе под одно и то же определение будут попадать и короткие скетчи про Леву и Мишаню в “инстаграме” актрисы Ирины Горбачевой, и бесконечные костюмная драма “Корона” – самое дорогое шоу в истории, которое стоило онлайн-сервису Netflix 157 миллионов долларов. У веб-сериалов могут быть самые разные бюджеты, самые разные каналы вещания (Youtube, “Инстаграм”, “Фейсбук”, онлайн-кинотеатры, даже цифровой магазин Amazon!) и самые разные способы заработка. Последнее – очень важно: без денег не будет рынка, а без рынка – правил игры. Какие-то веб-сериалы снимаются в надежде, что их однажды заметят и купят настоящие телеканалы. У каких-то есть спонсоры, готовые платить за незаметную рекламу: в России это интересно страховым компаниям и производителям электроники. Кто-то зарабатывает на преданных подписчиках, готовы собирать деньги на новые серии любимого шоу. А для кого-то веб-сериал – цифровая визитка, которую можно отправить по ссылке продюсерам. И это работает: на нижегородскую ярмарку талантов съехались шпионы из всех онлайн-кинотеатров и нескольких федеральных каналов. И некоторые начинающие режиссеры прямо сейчас едут на собеседования в Москву – чух-чух!

Другими словами, уже сегодня веб-сериалы – понятие тех же масштабов, что и “телевидение” или “кино”. И чтобы выявить хоть какие-то закономерности в этом информационном – нет, не потоке, а потопе! – нужны фестивали с их четкими критериями отбора конкурсантов. Заявки на участие в нижегородском смотре отправили 160 команд из 30 стран мира. Эстетический ценз прошли лишь 30 сериалов. От каждого на фестивале показали по два эпизода – и получилось девять часов. И только после этих девяти часов стало понято, что же, наконец, объединяет веб-сериалы.

Во-первых, это аудитория:  Youtube принадлежит детям, подросткам и молодежи до тридцати лет; люди постарше скорее включат бесплатное телевидение или платные кабельные каналы и онлайн-кинотеатры. Юность зрителей диктует правила драматургии. Паства “ютуба” ищет на видеосервисе не встреч с чистым искусством, а прикладных историй – ответов на волнующие вопросы, сочувствия и ободрения, каких-то практических советов.

Трогательный американский веб-сериал “На расстоянии”, снятый кинокомпанией Odessa Mama, – это история девушки и парня, которые пытаются сохранить отношения, живя на разных материках. Их болтовня по скайпу искрит шутками и любовью, но зритель смотрит эту романтическую комедию, словно триллер: что, если кто-то из молодых охладеет? изменит? перестанет брать трубку? Секрет успеха сериала – в том, что он рефлексируют жизненную ситуацию, знакомую многим.

А немецкая комедия “Когда я вырасту” и вовсе по-доброму посмеивается над тем, как поздно мы стали выбирать свой путь в жизни. Тридцатилетние герои пристают с микрофоном к представителям самых разных профессий – диджеям, психотерапевтам – а те сперва хвастаются успехами, но затем вдруг начинают жаловаться на жизнь. Мораль очевидна: быть взрослым – страшно и неуютно, но и мечтать все равно не вредно! Немецкая делегация на кинофестивале в Нижнем Новгороде – вообще самая пессимистичная, хоть и остроумная: в сериале “За грехи наши” речь идет о пасторе, который в каждом эпизоде вправляет мозги очередному прихожанину. В одном выпуске это уставшая от брака женщина, в другом – тщеславная кинозвезда.

Поколению, воспринимающему блогеров как друзей, понравится британская комедия “Даррен на дне” – история приключений парня, постоянно меняющего жилье и круг общения. Как ни странно, этот любительский сериал очень похож на шоу, в которое вложил кучу денег сам Facebook. В социальной сети уже год идет молодежная драма “Незнакомцы”, придуманная так, чтобы ее герои заменяли пользователям реальных друзей и в каждом эпизоде делились жизненной мудростью и ободряющими советами. В той же лиге играет и израильская комедия “Парикмахерская Хани” – бытие неунывающей цирюльницы, у которой все валится из рук – но которой хватает юмора и воображения, чтобы преодолеть любую неудачу.

Воображение и вера в себя – вообще главные ценности “ютуба”, так что веб-сериалы прекрасны не только своими жизнеутверждающими сюжетами, но и самим форматом, позволяющим авторам раскрепоститься. В девяностые и нулевые годы эту роль играл КВН, но теперь если самовыражаться – то только в онлайне. И некоторым это удается. К примеру, казахский сериал “Всемогущий” – это добрейшая и нежнейшая комедия о джинне, который исполняет желания наперекосяк. Как в той песне: сделать хотел козу, а получил грозу. Приди выдумщики из Казахстана с этой идеей на крупный канал, их бы погладили по голове, а потом тайком перепоручили проект команде матерых сценаристов и профессиональных актеров. А благодаря Youtube мы видим, как дурачатся, сияют и фантазируют живые и по-настоящему счастливые и красивые люди – и сами хотим стать такими! Но тут, конечно, лучше быть начеку: джинны любят исполнять желания обходными путями. 

А еще по веб-сериалам кажется, что их аудитория искренне хочет мира во всем мира, гармонии и добра. Конечно, в репертуаре фестиваля были и ужастики, и драмы, но они в интернет-пространстве цепляют меньше всего. Пусть себе остаются в кино! А в веб-сериалах если и появляются вампиры, то только затем, чтобы спеть смешную песню – как в мюзикле “Загнанный”. А в российском мультсериале “Доверие” рассказывается о настоящих милиционерах, терпеливо помогавших бабушке в деревне изгнать из избы беса – потому что иначе бабушке было бы страшно.

И, наконец, самое бесспорное достоинство веб-сериалов – их лаконичность: правилом хорошего тона в Интернете считается рассказывать историю за 8-15 минут. Столько длятся школьные перемены и поездки без пересадок в метро. Дольше удерживать внимание молодого зрителя могут только суперпрофи - авторы полнометражных фильмов и настоящих сериалов. А в Сети все просто и честно: серия не должна быть длиннее завтрака. Сколько хлеба – столько и зрелищ!