Шоу-бизнес

Валерий Тодоровский не считает себя счастливчиком

Накануне премьеры фильма "Большой" корреспондент Metro пообщался с Валерием Тодоровским.
Валерий Тодоровский не считает себя счастливчиком
Валерий Тодоровский. Фото Пресс-служба Валерия Тодоровского.

Мы встретились с Валерием Тодоровским в его киностудии. Меня очень привлёк рабочий кабинет режиссёра – он больше напоминает музей: на стенах висят дипломы и постеры фильмов, на подоконниках стоят фотографии с его близкими, а в стеллаже хранятся интересные сувениры, в частности розовые пуанты. Именно с них я и решила начать наш разговор.

Пуанты, как я понимаю, связаны с лентой “Большой”, которая выходит на экраны 11 мая. Интересно, как вам пришла идея снять картину об артистах балета?

Ну, а как же без пуантов? Этот сувенир я бережно храню, но не могу сказать, что я был безумным поклонником балета. Однако он всегда действовал на меня гипнотически. Вот так иногда смотрел постановку и взгляд оторвать не мог. В какой-то момент я решил, что хочу заглянуть в этот мир с кинокамерой. А дальше была цепь обстоятельств, которые позволили воплотить мечту в реальность. На это ушло почти четыре года.

За это время ваше отношение к балету изменилось?

Да! Я понял, что по-настоящему его полюбил. Вы знаете, снять фильм – это хороший способ кого-то или что-то полюбить.

В фильме снялись настоящие артисты балета. Почему вы не стали привлекать профессиональных актёров? Например, Данилу Козловского, Лизу Боярскую, Викторию Исакову...

В фильме надо было танцевать классический балет на сцене Большого театра. Делать это может только тот человек, который с детства танцует. Ведь балетные люди сильно отличаются от актёров: у них другая осанка, походка, поведение. От дублёров я отказался принципиально – вышло бы неправдоподобно. Мне бы пришлось “приклеивать” головы героев к телам других людей. А это смешно!

Почувствовали ли вы разницу в работе с актёрами и артистами балета?

Я думаю, разницы и нет вовсе. Мои артисты были выбраны из сотен кандидатов именно по тому принципу, что обладают талантом играть большие драматические роли. Я с ними не мучился – они выполняли всё замечатльно.

У вас на съёмочной площадке было много артисток разных возрастов. Как они находили общий язык друг с другом?

Маленькие танцовщицы вели себя потрясающе и были всеобщими любимицами. Наша Катя Самуйлина, которая сыграла главную героиню в детстве, подружилась с Алисой Бруновной Фрейндлих. У них было много общих сцен.

Алиса Фрейндлих давала полезные советы юным актрисам?

Она никого не наставляла, но если могла чем-то помочь, конечно, не отказывала. В этом и заключается миссия больших артистов.

Вы сразу решили, что роли преподавателей балетного училища сыграют Алиса Фрейндлих и Валентина Теличкина? Или же был кастинг?

Отбора никакого не было, потому что личностей такого масштаба в нашей стране не так много. И я сразу понял, что сняться в этом фильме должны именно они. Не метался.

Многие критики уже сравнивают ваш фильм с психологическим триллером Даррена Аронофски “Чёрный лебедь”. Вы сами видите что-то общее с этой картиной?

Это говорит об их ограниченной фантазии! (Смеётся) Я смотрел этот триллер много лет назад, и он мне понравился. Тем не менее, не вижу поводов для сравнения – это абсолютно два разных фильма. Всё равно, что сравнивать многочисленные ленты о войне.

Так о чём же ваш фильм?

Я снял картину о сложном и очень запутанном пути к своей мечте...

Главная героиня “Большого” Юля Ольшанская – везучий человек, хоть и идёт к своей цели через тернии. А вы можете про себя сказать то же?

Я не счастливчик, и мне не всю жизнь фартило сопутствовала удача. Но я не могу жаловаться, потому что всегда занимался любимым делом. А все трудности – это решаемо. Без них неинтересно.

Ваш отец Пётр Тодоровский – легендарный режиссёр. Помогал ли он вам?

В нашей профессии это просто невозможно. Каждый делает так, как видит. Мой отец поддерживал меня верой! А это то, что было мне нужно.

Читала, что ваш сын Пётр пошёл по вашим стопам. Вам важно, чтобы кинодинастия Тодоровских продолжалась и дальше?

Абсолютно безразлично! Что бы не делали мои дети, я буду всегда и во всём их поддерживать. Если хотят заниматься кино, как я могу помешать? Вот сын недавно снял фильм, который мне пока так и не показал.

Раз вы так прониклись темой балета, не хотели бы, чтобы ваша младшая дочь Зоя стала балериной?

Невозможно хотеть. Для этого нужны определённые природные данные, её огромное желание и готовность пойти на любые жертвы ради этого. Если Зоя подойдёт ко мне и скажет, что хочет стать балериной, я отведу её к профессионалам в этом деле. Но пока что я не вижу в ней большого желания. У дочки сейчас столько интересов!