Шоу-бизнес

В Сети появился новый театральный формат

Актёры и зрители теперь встречаются и в Zoom
В Сети появился новый театральный формат
В Сети появился новый театральный формат
Скриншоты из перформанса "Человеку нужен человек". Фото Плэйбек-театр "Новый Jazz", "Metro"
Скриншоты из перформанса "Человеку нужен человек". Фото Плэйбек-театр "Новый Jazz", "Metro"
Скриншоты из перформанса "Человеку нужен человек". Фото Плэйбек-театр "Новый Jazz", "Metro"
Скриншоты из перформанса "Человеку нужен человек". Фото Плэйбек-театр "Новый Jazz", "Metro"
Скриншоты из перформанса "Человеку нужен человек". Фото Плэйбек-театр "Новый Jazz", "Metro"1/3

На время карантина большая часть делового и личного общения переместилась в Zoom. Как оказалось, в этом формате прижились даже театральные перформансы. Корреспондент Metro побывала в театре эпохи пандемии.

Вместе с электронным билетом-приглашением на перформанс "Человеку нужен человек" плейбек-театра* "Новый Jazz" я получила подробную инструкцию с информацией, как подключиться к просмотру и как во время него себя вести.

Признаюсь, раньше я никогда не была на спектаклях плейбек-театров и даже, к своему стыду, ни разу не слышала об их существовании и специфике. В описании мероприятия было указано, что актёры будут разыгрывать истории, предложенные зрителями, но почему-то подумала, что это ко мне не относится, и готовиться не стала. Тем более что в инструкции было вконец расслабившее меня замечание, что смотреть онлайн-шоу можно в любом виде – хоть в вечернем платье, хоть в пижаме с чипсами в руках (я выбрала второй вариант).

Но с самого начала представления я поняла, что ожидания мои были ошибочными, а вся суть перформанса – во взаимодействии со зрителями. В качестве пролога ведущая попросила нас, гостей, включить веб-камеры и рассказать немного о себе. В этот самый момент мне захотелось провалиться сквозь землю и закричать: "Так нечестно! Зачем же вы пишете, что можно и в пижаме!" К счастью, тех, кто не захотел "выходить из сумрака", насильно заставлять включать камеры не стали, и я благополучно отсиделась.

Далее программа продолжилась монологами четырёх актрис: каждая из своей квартиры на камеру рассказывала о переживаниях, страхах и ощущениях, которые появились во время эпидемии – боязни других людей, одиночестве и тому подобных всем уже знакомых вещах.

Затем ведущая снова начала подключать зрителей, которые делились своими впечатлениями и переживаниями по поводу самоизоляции. Одна девушка рассказала о подруге, с которой была когда-то близка, но потом та уехала в другую страну, и они почти перестали общаться. Сейчас на карантине они неожиданно сблизились и благодаря Интернету "ходят друг к другу в гости". Другая зрительница призналась, что работает учителем много лет, но только сейчас поняла, что она интроверт и ей намного приятнее сидеть дома, и что она с ужасом думает о возвращении в школу.
 

Скриншоты из перформанса "Человеку нужен человек".
Плэйбек-театр "Новый Jazz", "Metro"
Скриншоты из перформанса "Человеку нужен человек".

После этих рассказов начались новые этюды, в которых актрисы обыгрывали только что услышанное. Признаюсь, я не сразу погрузилась в происходящее, всё-таки искусство импровизации требует определённого настроя и воображения. Сложно точно описать происходящее – актрисы повторяли фразы из услышанных рассказов, разыгрывали их по ролям: например, как будто две подруги общаются по Сети и показывают друг другу пейзажи за окном, или как человек закрылся в шкафу и не хочет идти на работу. Не знаю, как выглядит перформанс плейбек-театра в офлайне, но в онлайне это похоже на безумное сновидение или ожившие монологи из подсознания.

Следующее задание для зрителей – рассказать о встрече, которая перевернула жизнь. И тут градус откровения резко подскочил, а признания стали походить на исповеди. В одной истории сестра переживала конфликт с братом, с которым по какой-то причине много лет не общается, в другой – женщина признавалась, что запуталась в отношениях с мужчиной и сама не понимает, хочет ли сближения или ей и одной уже хорошо.

Все эти рассказы также стали основой для актёрских этюдов, после которых "авторы сценариев" со слезами на глазах благодарили за сильное погружение в их внутренний мир.

Я лично успела испытать за время перформанса очень широкую гамму эмоций – от смущения и раздражения до любопытства и сострадания. Если уж совсем честно, меня даже сильнее захватили зрительские рассказы, чем их интерпретации. Было удивительно, что можно так открыто делиться интимными подробностями с незнакомой аудиторией, а в ответ получать взгляд на свою жизнь со стороны, эмоциями другого человека.

Так что отчасти постановку плейбек-театра я бы назвала альтернативой похода к психологу, но, конечно, если вы открыты миру и склонны к самоанализу.

Примечание
* Плэйбек-театр зародился в Америке в 1975 году. Его название идёт от сокращения фразы "We are playing your stories back to you" (в переводе на русский "Мы играем ваши истории, возвращая их вам"), а принцип его работы состоит в том, что актёры импровизирует на темы, рассказанные зрителями, обходясь при этом без режиссёра.