3 мая в российский прокат выходит первая режиссёрская работа Константина Хабенского "Собибор". В фильме, основанном на реальных событиях, он же исполнил и главную роль. На этой неделе премьера ленты прошла
в Москве и в Польше, где и находился концлагерь, давший название фильму.

СЮЖЕТ

В концлагерь Собибор попадает пленный офицер Красной армии Александр Печерский. За три недели ему удаётся организовать восстание в лагере смерти и массовый побег. Лейтенанту приходится противостоять не только коменданту лагеря и всей охране, но и евреям, многие из которых уже смирились со своей печальной участью.


Фильм ожидаемо эмоционально  тяжёлый и трагичный – сама тема другого не предполагает. Если, конечно, вы не Роберто Бениньи и не задумали снять "Жизнь прекрасна".   

К неожиданностям можно отнести появление в кадре Михалины Ольшанской, которая сыграла Матильду в одноимённом скандальном фильме. Эффектная польская еврейка прибывает в лагерь вместе с сотнями таких же, как она, ничего не подозревающих людей. Немцы обещают, что здесь, в Собиборе, их ждёт новая жизнь. И они, как ни странно, верят. И входят в лагерь,  и сдают чемоданы, и раздеваются, и идут в баню...

Главный злодей – комендант лагеря Карл Френцель в исполнении Кристофера Ламберта  выглядит злодеем почти мистическим, которого боятся даже немцы, не говоря уже о евреях, которые не то что ему в глаза,
в его сторону смотреть боятся. Даже когда в финале фильма он, раненый, лежит в грязи, бегущие мимо него из лагеря иудеи не забывают снимать шапки. Не боится бледного как смерть коменданта только главный герой – он весь фильм с вызовом смотрит эсэсовцу в переносицу, и тот, как ни странно, не пускает ему пулю в лоб, а играет в гляделки.

Фашисты в фильме представлены полными психическими уродами. "Представители высшей расы" пьют, блюют и устраивают публичные порки заключённых. Им под стать охранники, которых набрали из местных националистов.

На другом полюсе человеческих характеров – заключённые евреи, которые являют собой образец граничащей с безумием покорности.

"Просто мы хотим выжить, чтобы отомстить", – говорит один их  заключённых лейтенанту Печерскому. "Нет! Вы просто хотите выжить", – отвечает он.

Выжить в лагере смерти – это практически оксюморон. Чтобы выжить, нужно убить охранников. И не из пистолета, а  тихо, незаметно и подручными средствами – сапожным ножом, топором, лопатой... А сделать это должны люди, которых тошнит даже от мысли о крови, – музыканты, портные и ювелиры. И хотя известно, что побег состоялся, до последнего момента не веришь, что тонкорукий очкарик решится на такое, и потом, отерев нож о рукав, с горечью скажет: "Вот, научили же еврея убивать...".


Фильмы о лагерях

Metro представляет вам картины, герои которых оказались в лагерях смерти.

"Помни имя своё"
Сергей Колосов. В основе фильма лежит история русской матери, разлучённой в Освенциме со своим сыном. По окончании войны она начинает поиски мальчика.

"Список Шиндлера"
Стивен Спилберг. Это картина об Оскаре Шиндлере, успешном фабриканте и члене нацистской партии, который в годы войны спас более тысячи евреев.

"Жизнь прекрасна"
Роберто Бениньи. Душещипательная история итальянской семьи, заключённой в конц­лагере. Главный герой сумел убедить сына, что всё, что с ними происходит, – игра.

"Пианист"
Роман Полански. Фильм снят по автобиографии  одного из лучших польских пианистов Владислава Шпильмана, жизнь которого в корне меняет война.

"Рай"
Андрей Кончаловский. В конц­лагере русская аристократка Ольга встречает старого знакомого, офицера СС Хельмута. Между ними завязываются болезненные отношения.