Шоу-бизнес

Сто лет со дня рождения Сергея Бондарчука: интересные факты из жизни главного режиссёра СССР

Почему про Бондарчука говорили "родился в дубленке"…
Сто лет со дня рождения Сергея Бондарчука: интересные факты из жизни главного режиссёра СССР
Сто лет со дня рождения Сергея Бондарчука: интересные факты из жизни главного режиссёра СССР
Сергей Бондарчук. Фото kinopoisk.ru
Сергей Бондарчук. Фото kinopoisk.ru
Кадр из фильма "Дядя Ваня". Фото Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
Кадр из фильма "Дядя Ваня". Фото Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
Кадр из фильма "Они сражались за Родину". Фото Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
Кадр из фильма "Они сражались за Родину". Фото Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
Кадр из фильма "Они сражались за Родину". Фото Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
Кадр из фильма "Серёжа". Фото Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
Кадр из фильма "Серёжа". Фото Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
Кадр из фильма "Серёжа". Фото Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
Кадр из фильма"Судьба человека". Фото Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
Кадр из фильма"Судьба человека". Фото Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
Кадр из фильма"Судьба человека". Фото Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
Сергей Бондарчук. Фото kinopoisk.ru1/12

25 сентября исполнилось 100 лет со Дня рождения Советского актера, режиссера и народного артиста СССР Сергея Бондарчука. Metro вместе с киноканалом "Мосфильм. Золотая коллекция" подготовило несколько интересных фактов из биографии знаменитого режиссера

"Родился в дублёнке"

Имя Сергея Бондарчука известно всем – советский актер театра и кино, режиссер, педагог, Герой Социалистического Труда, а также лауреат Сталинской премии первой степени, Государственной премии СССР и премии Американской киноакадемии "Оскар". Поклонники его творчества разбросаны по всему миру, а его работы до сих пор собирают миллионы восторженных отзывов.

- Про Сергея Федоровича говорили: "Он родился в дубленке", – вспоминает режиссёр Сергей Соловьев. – А дубленка по тем временам означало что-то вроде, скажем, собольей шубы сегодня. Почему? Потому что во времена всеобщего ужаса, страха, мучительных комплексов на тему – что делать дальше? – он жил какой- то совершенно немыслимой жизнью. В частности, где-то в начале 1950-х годов он, например, снимался в Италии у режиссера Росселлини. А у режиссера Росселлини вторым режиссером был другой режиссер – Феллини. А Росселлини и Феллини – это величайшие фигуры мирового кинематографа. И Бондарчук у них снимался в роли какого-то русского партизана, и они его боготворили, потому что, общаясь с ним, понимали, что русские – это никакой не ужас и не русский жупел, а поразительные люди, удивительный народ, если у них такие партизаны, как Бондарчук. И эти свои, исключительно человеческие связи с самыми надежными, одаренными и лучшими кинематографистами мира Бондарчук естественным образом, совершенно для этого ничего не делая, сохранял всю жизнь.  

Его любили, обожали и, что самое главное – уважали. Когда Бондарчук снял "Судьбу человека", которая вышла практически в одно время с картиной "Летят журавли", многие сразу поняли, что это необыкновенный режиссерский уровень, планка, поднятая невероятно высоко. Хотя этот фильм был первым режиссерским дебютом Бондарчука. Именно в картине "Судьба человека", по словам Сергея Соловьева, был раскрыт весь спектр человеческих чувств. Именно Бондарчук сделал космос человеческой души – "Судьбу человека".

Фильм "Война и мир"

Когда Никита Сергеевич Хрущев съездил в Америку и посмотрел американскую "Войну и мир" Толстого с Одри Хепберн, то поставил задачу советским режиссерам – снять отечественную картину, но гораздо лучше наших заокеанских коллег. И за это взялся Сергей Федорович Бондарчук.

– Они сняли невероятной сложности, невероятного масштаба, невероятной организации сцену Аустерлица. И вся эта сцена оказалась в браке на пленке, - вспоминает Сергей Соловьев. – Если бы я хотя бы пять кадров из Аустерлица снял, и они бы оказались бракованными, я стал бы уже тогда таким же седым, как сегодня. А было забраковано все…И Сергей Федорович все переснимал заново, еще раз. Существуют фантастические цифры на тему того, сколько людей на белом свете посмотрели "Войну и мир", сколько людей узнали, что, оказывается, русские – это вот такие, как Пьер, такие, как Наташа, которую блистательно играла Люся Савельева. Эта картина поколебала сознание мира по отношению к русским. Они вдруг поняли, что Россия – тоже космос.  

Над киноэпопеей "Война и мир" Бондарчук работал в течение шести лет, картина имела оглушительный успех и получила статуэтку "Оскар" за "Лучший иностранный фильм на иностранном языке".

Награды и премии легко находили режиссера, его современники шутили, что он "родился в дубленке", доводя идиому "родиться в рубашке" до максимальной выразительности. Однако, это не мешало самому режиссеру нередко играть роли героев тонко чувствующих, отзывчивых и сопереживающих не столько за себя, сколько за других.

– Я до сих пор поражаюсь тому, как у Сергея Федоровича хватило моральных и физических сил поднять такую глыбу, как "Война и мир", – рассказывает супруга Бондарчука, известная актриса Ирина Скобцева. - Четыре года он держал в голове каждую деталь фильма. У нас дома стоит 90 томов старого издания Толстого, и каждая страница исчеркана заметками Сергея. За 37 лет супружества я лишь однажды видела на глазах мужа слезы, это было как раз на площадке "Войны и мира". Сняли большую панорамную сцену – "Отступление". Материал отправили в лабораторию на проявку. И вот приходит ответ – "пленка бракованная". От отчаяния у Сергея Федоровича навернулись слезы. К сожалению, снимали на отечественную экспериментальную пленку".

Вырезал из дерева

Сын Сергея Бондарчука рассказывает, что одним из хобби было вырезать по дереву. 

– Сергей Федорович в свободное время рисовал, вырезал по дереву. В семье остался бюст Толстого из дерева - очень хороший. А ещё он создавал такие бюсты с языческими образами, мы называли их "долдоны", - говорит Фёдор Бондарчук.

Вспоминая сына об отце можно посмотреть здесь

Несколько фактов про знаменитые ленты Сергея Бондарчука 

"Они сражались за Родину"

Кадр из фильма "Они сражались за Родину".
Кадр из фильма "Они сражались за Родину".
Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
  • Это был последний фильм Василия Шукшина, во время съемок которого он скончался. Его героя Лопахина озвучивал Игорь Ефимов.
  • Занимает по посещаемости 88-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
  • Лучший фильм по опросу журнала "Советский экран" в 1976 году.
  • Фильм снимался к 30-ти летию победы в Великой Отечественной Войне по одноименному незаконченному роману Михаила Шолохова.
  • Шолохов сначала отказал Сергею Бондарчуку экранизировать его роман, но впоследствии согласился.
  • Съёмки фильма стартовали в мае 1974 года на хуторе Мелологовский (Волгоградская область) и продолжались до октября.
  • Во время съёмок большая часть съёмочной группы размещалась на теплоходе "Дунай", который "Мосфильм" арендовал у Ростовского пароходства.
  • В настоящее время полностью проржавевшее судно доживает свой век на одном из судоремонтных заводов на Дону.
  • В ночь на 2 октября 1974 года умер Василий Шукшин. Съемки были приостановлены. Некоторые сцены с участием его героя были досняты в Москве с привлечением дублера.
  • Хутор Мелологовский уже не существует, на его месте голая степь.
  • Во всех сценах атаки "мессеров" летают реактивные самолеты L-29 Волгоградского УАЦ ДОСААФ.

"Судьба человека"

Кадр из фильма"Судьба человека".
Кадр из фильма"Судьба человека".
Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
  • Фильм снят по мотивам рассказа Михаила Шолохова "Судьба человека" (1957).
  • Занимает по посещаемости 97-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
  • Лучший фильм по опросу журнала "Советский экран" в 1960 году.
  • Фильм стал режиссёрским дебютом Сергея Бондарчука.
  • Эпизод прощания с женой на вокзале снят на железнодорожном вокзале города Тамбова.
  • Эпизод "Беженцы" – полевая дорога рядом с нынешним автовокзалом "Тамбов" и "Татарским валом".
  • Эпизод, в котором советских военнопленных ведут в храм, снимался в Свято-Богоявленском Храме села Терновое Семилукского района Воронежской области. Встреча с мальчиком и другие послевоенные эпизоды – в Воронежской области (в т. ч. у Ротонды).
  • В городе Каменске-Шахтинском, Ростовской Области также проходили съёмки художественного фильма.
  • Мелодия, которую исполняет оркестр на станции во время выгрузки пленных и угнанных гражданских лиц, а также патефонная пластинка, которую разбил Андрей Соколов, танго "О, донна Клара", которое сочинил Ежи Петерсбурский в 1929 году (первоначально "Танго Милонга").

"Дядя Ваня"

Кадр из фильма "Дядя Ваня".
Кадр из фильма "Дядя Ваня".
Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
  • Фильм снят по одноименной пьесе Антона Чехова.
  • Фильм частично цветной, частично черно-белый. Андрей Кончаловский привёз цветную плёнку "Кодак" на свои деньги из Парижа, однако её не хватило, а советская цветная пленка была недостаточно качественной. Впоследствии переход цветного изображения в черно-белое был расценен некоторыми критиками как художественный приём.
  • На роль Астрова претендовал Павел Луспекаев.

"Серёжа"

Кадр из фильма "Серёжа".
Кадр из фильма "Серёжа".
Предоставлено "Мосфильм. Золотая коллекция"
  • Фильм снят по мотивам повести Веры Пановой "Несколько историй из жизни очень маленького мальчика" (1955).
  • Лучший фильм по опросу журнала "Советский экран" в 1961 году.
  • Фраза из фильма "Дядя Петя, ты дурак" стала очень известной в интернете.