Звезда мирового балета Сергей Полунин 15 октября представит в столице шоу Satori. Накануне премьеры мы поговорили с танцовщиком о самой постановке, о суровом балетном мире и о татуировке президента, которую нужно оберегать.

Расскажите, пожалуйста, что ждёт зрителей Satori?

Очень яркое шоу, в котором каждый сможет увидеть себя. Это разговор со своей тенью, рассказ про человеческую жизнь, про детство, про отношения с родителями. Красивые цвета, красивая музыка, эмоции. 

Почему вы пригласили режиссёра Габриэля Марселя дель Веккио, работавшего в цирке "Дю Солей", а не человека из мира балета? 

До того, как стать режиссёром, Габриэль был главным клоуном в цирке "Дю Солей". Он – отличный актёр и психолог, и мне было интересно с ним поработать. В основе шоу – буддийская философия, поэтому всё должно быть просто, без перегруженности движением. Главное – это драматургия, ощущения. Габриэль сделал спектакль, который смотрится как кино.  

В последнее время кино стало вашим новым призванием, вы уже успели сыграть в нескольких картинах, включая "Нуреев. Белый ворон". Знаю, что вы пробовались на главную роль, но её в итоге сыграл Олег Ивенко. Жалеете, что так случилось?

Так решил режиссёр Рэйф Файнс, это его фильм, его видение. Конечно, было бы здорово сыграть Нуреева – тем более, что и по возрасту я подходил. Но почему-то этого не случилось... Я никогда ни о чем не жалею. Наоборот, за всё Вселенную благодарю. Значит, так надо. Я фильм пока не видел, но у меня ощущение, что Олег хорошо сыграл. 

Не было возможности посмотреть кино?

Мне сложно видеть себя на экране. Но, конечно, интересно посмотреть, что у Рэйфа получилось. 

Вы планируете продолжать актёрскую карьеру?

Да, я снялся во французском фильме "Обыкновенная страсть" (Passion Simple), его премьера должна состояться на Берлинском или Каннском кинофестивале в следующем году. Я играю сотрудника российского посольства. В него влюбляется главная героиня, француженка, которая догадывается, что мой герой – шпион. Фильм снят по очень популярной книге Анни Эрно. У моего персонажа есть реальный прототип, он занимал высокий пост и даже был близок к Путину. Писательница изменила все имена в книге, но, насколько я знаю, к ней всё равно приходили спецслужбы и допрашивали, что она знает про этого человека. 

Будем ждать премьеры! В этом году вы стали и.о. ректора Академии хореографии в Севастополе. Придётся ли из-за педагогической деятельности жертвовать чем-то – меньше выступать, сниматься?

Нет, я планирую всё совмещать. Не вижу никаких преград для этого. Работа в школе с детьми – это такое наслаждение. Когда я учился, мы считали, что в учителя идут люди, которые ничего не добились. А когда сам дал первый урок, то испытал счастье. После этого я стал давать всё больше и больше уроков, а теперь у меня появилась школа. 

Читала, что вы противник существующей системы обучения в балетных школах, потому что она подавляет детей. Но ведь эта система даёт результаты – сколько великих танцоров выпустила. 

И в пустыне вырастает цветок, но можно сделать сад. В советских школах ребёнку говорили: "Ты – жирная свинья, ты должен за неделю похудеть на 7 кг. Если не похудеешь, то из школы тебя выкинут". Ребенок шёл и худел непонятно какими способами. А потом у него начинались проблемы со здоровьем: булимия, бесплодие у девочек, выпадение волос, кости рассыпались. И всё это только из-за того, что какая-то тетка сказала срочно похудеть. И так происходило годами, десятилетиями.

У вас остались неприятные воспоминания о своей школе? Над вами тоже издевались?

Нет, надо мной не издевались, потому что у меня сильный характер. К тому же, я был талантливым ребёнком, и меня хвалили. Но моменты подавления тоже были. Например, сильных учеников не пускали танцевать – чтобы "не загордились". Какие-то абсолютно дурацкие принципы. И я знаю коллег, у которых из-за школы были проблемы с питанием. Некоторые смогли потом восстановиться, а кто-то до сих пор страдает. 

Вы знаете, как изменить систему?

Самое простое – нужно объяснить ребёнку, как правильно питаться. Но люди и этого не понимают, не знают, как это делать, и это всё тянется из поколения в поколение. Так же, как я прихожу в театр и прошу: "Не надо мне рисовать жирные чёрные линии под глазами – это уже не актуально". А мне отвечают: "А почему? Мы 20 лет так делаем". Сложно пробиться. Но когда ты сам становишься частью системы, ты уже можешь вносить изменения. Государство заинтересовано иметь здоровое поколение, людей со здоровым мышлением. Не стоит продолжать систему: кто пробился – молодец, а на других плевать. 

В начале этого года западная пресса писала, что парижская Опера со скандалом расторгла с вами контракт из-за некорректных высказываний в Instagram. Правда ли это? И что вы думаете по поводу случившегося?

Со мной расторгли договор, но не по той причине, о которой все написали. Это произошло из-за моей политической позиции, из-за поддержки российского президента. Люди просто ждали любой моей ошибки, чтобы иметь возможность за что-то зацепиться и на это надавить. И они взяли пост в Instagram, раздули историю, создали вокруг меня негативное поле, из которого мне пришлось выбираться. Но я знал, что так произойдёт. Когда ты делаешь что-то необычное, то быстро становишься аутсайдером. Когда я ушел из лондонского Королевского балета, сразу пошла волна негатива: "Мы недостаточно хороши для тебя?" Балетное сообщество не принимает тех, кто играет не по правилам. Но мне это уже не очень важно. 

Вас больше не привлекает работа в театре? 

Я хочу танцевать в театре. Мне нужно место, где можно создавать что-то своё. И если мне дадут театр или построят новый, я с удовольствием в нём буду работать. Но идти в чью-то чужую труппу для меня смысла нет. Существует давняя, устоявшаяся система, а я строю другую – параллельную, альтернативную, конкурентоспособную. Я бы хотел создать такую систему, как цирк "Дю Солей" – независимую, путешествующую, где любой артист будет чувствовать себя свободно. 

Не могу не спросить и про татуировку с изображением российского президента. Кажется, вы говорили, что она вас оберегает. Действительно чувствуете защиту от неё? 

Я бы сказал, что, скорее, наоборот – я своей энергетикой оберегаю, потому что мой ангел-хранитель постоянно соприкасается с ней. (Немного оттягивает ворот футболки, чтобы показать верхнюю часть татуировки и висящий над ней нательный крестик).  

Вы представляли детей первого набора севастопольской Академии президенту. Успели с ним пообщаться? Показывали татуировку?

Не показывал (смеётся). Но он знает про татуировку. Президент сказал, что я модный артист, и здорово, что я буду работать в Крыму. Интересно было пообщаться, приятно услышать добрые слова. 

Раньше вы говорили, что ваша цель – быть лучшим танцовщиком в мире. Сейчас для вас также важно быть лучшим?

Я это загадывал в 19 лет. Сейчас у меня другие цели. Самое интересное – это расширять свои возможности. Тогда появляется много энергии. Чем больше ты ставишь себе задач, чем они невозможнее – тем больше сил тебе даётся.