Итоги Московского международного кинофестиваля оказались по-византийски остроумными: российские фильмы проиграли, зато сама Россия, с какой стороны ни посмотри, победила.

Российское кино осталось с носом – и с призом зрительских симпатий трогательному и смешному “Карпу отмороженному” Владимира Котта. В глухой деревне умирает пожилая учительница. Из города к ней приезжает успешный, но чёрствый сын. Посредником, который наладит их отношения, выступает огромный карп – рыба, которая умеет творить чудеса. Владимир Котт снял редкий фестивальный фильм, который не травмирует, а исцеляет зрителя. В актерских работах Марины Неёловой, Евгения Миронова и Алисы Фрейндлих столько любви, нежности и иронии, что после премьеры публика разбрелась по углам и включила телефоны. Кажется, зрители звонили мамам и папам.

Успокоившись, что главный российский фильм не остался без награды, жюри принялось раздавать главные призы иностранным лентам. Но по стечению обстоятельств сюжет – или страна производства – каждой из этих картин оказались важны для России.

Приз за лучшую мужскую роль корейскому актёру Сон Хенчу из фильма “Обычный человек” – справедливое решение и хитроумный способ привлечь внимание к интересному фильму, который ни при каких обстоятельствах не мог рассчитывать на главный приз. Это “Обычный человек” – снятая с некой наивностью, но при этом невероятно сложно написанная история о борьбе корейцев против диктатуры спецслужб. Главный герой – полицейский, разрывающийся между желанием обеспечить семью и жаждой справедливости. Сделать правильный выбор ему помогает друг-журналист. Это пронзительный и страшный фильм – в первую очередь потому, что это в нём описываются не фантазии в духе “1984”, а самая настоящая жизнь.

Приз за лучшую женскую роль австрийской актрисе Верене Альтенбергер – решение тем более бесспорное: будь фильм американским, она бы поборолась и за “Оскар”. Её героиня – наркоманка, пытающаяся защитить своего маленького сына и от друзей-наркоманов, и от органов опеки, и от себя самой. Это предельно самоотверженная роль, заставляющая актрису быть не только непривлекательной, но и жестокой по отношению к ребёнку. При этом к финалу фильма её всё равно считаешь настоящей святой – а такое волшебство могут обеспечить очень немногие актеры. Наркомания, беспризорничество – темы, актуальные и для Австрии, и для России, но лучше пусть наш зритель подумает о них, глядя иностранный фильм.

Приз за режиссуру турку Фикрету Рейхан – шаг деликатный, но спорный. То, что Турция в 2017-м году вернулась из России с культурной победой – свидетельство того, что искусство выше политики. Однако сам фильм назвать одной из лучших работ ММКФ сложно. Это история о беженцах, живущих в Турции, но её пронзительность обеспечена не флегматичным сценарием и расфокусированной режиссурой, а игрой актёра Айтача Ушуна – и тем обстоятельством, что в основе сюжета лежат судьбы реальных людей.

А вот главный приз китайскому фильму “Хохлатый ибис” – ход безупречный и с точки зрения политики, и с точки зрения эстетики. На фестивале было много разговоров о том, что Китай и Россия должны снимать кино сообща, а то, что жюри удержалось от награждения сильных отечественных картин “Мешок без дна” и “Карп отмороженный” – свидетельство и мужества, и ответственности. В тех же Каннах одну из трёх главных наград взяли французы. При этом “Хохлатый ибис” – картина, вообще говоря, очень русская, чуть ли не китайская версия “прощания с Матёрой”. Это история о том, как индустриализация – стремительная и бескомпромиссная – вытаптывает землю, на которой привык жить народ. Восторженный журналист оставляет большой город, чтобы найти хохлатого ибиса – вымирающую птицу, всегда считавшуюся символом Китая. Путешествие в глубинку меняет героя, и заставляет зрителя задуматься о том, что важнее – гармония с природой или будущее, которое наступает всё быстрее. Это трогательный, мелодичный и мудрый фильм, многое объясняющий про менталитет наших восточных соседей – и будет здорово, если благодаря победе на ММКФ он выйдет в российский прокат.