В прокате стартовала комедия Романа Каримова “Гуляй, Вася!”, которая рассказывает о том, как режиссёр разводился со своей женой.

После "Неадекватных людей" критики назвали вас отечественным Вуди Алленом, после "Вдребезги" – Квентином Тарантино, после "Всё и сразу" – Гаем Ричи. Как вы думаете, кем сейчас окрестят?
После “Гуляй, Вася!” меня назовут среднестатистическим режиссёром комедий. Не думаю, что будут сравнивать с Жорой Крыжовниковым, скорее, с Билли Уайлдером (американский режиссёр, обладатель семи “Оскаров”, известен по картинам “В джазе только девушки” – Прим. ред.), с Ричардом Кёртисом (“Дневник Бриджит Джонс”). Вообще, сравнения – это смешно, не стоит этого делать. Куда мне тягаться с великими мастерами? У нас разные условия. Я скромно пытаюсь подражать им.

А мне наоборот кажется, что сравнения с Жорой Крыжовниковым, в частности с “Горько!” вам не избежать. “Это не "Горько!" – тоже сравнение.
Какие-то элементы – трэшовые гулянки и пьянки  – похожи, все формальные инструменты использую, но стилистика другая, другая актёрская манера игры. Несмотря на работу на поле Жоры, я считаю, мне удалось сохранить свой язык. Эта картина не лучше и не хуже, она другая. Другое дело, что без фильмов типа "Горько", не было бы этой картины. Многим после просмотра фильмов Крыжовникова,  захотелось снять подобное, чтобы встать в один ряд с ним.

Можно ли сказать, что вы равнялись на Уайлдера и Кёртиса, когда делали “Гуляй, Васю”?
Не совсем. В голове были такие отсылки, но я старался опираться на современную жизнь и комические ситуации, которые создавались на актёрских пробах. Мы с актёрами смотрели проект “Дом-2”, а фильмы-референсы: “Зачётный препод”, “Выпускник”, “Квартира”, “Притворись моей женой”, “Любовь, сбивающая с ног”.

Читаете рецензии критиков?
(Ухмыляется.) Это из разряда тех вещей, которые тебе никогда не хочется делать, но ты всё равно делаешь. Читаю отзывы до того момента, пока не начинаю злиться на критиков. Еще любопытно, когда люди замечают что-то, что ты совсем не вкладывал.

С выхода "Всё и сразу" прошло три года. Почему так много времени ушло на создание "Гуляй, Вася!"?
Я за это время успел снять ещё один фильм, но она зависла в жанровом гетто. “Чёрная вода” – необычный мистический хоррор, напоминающий сон. Это такой странный эксперимент, это не мой проект, а продюсерский. Я картину давно уже сдал, но они ждут нужного момента для запуска. Когда я делаю проект как продюсер, я чётко определяю жанр, чтобы зрители понимали, на какой фильм они идут, здесь немного другая история.

“Гуляй, Вася” – фильм о разводе. Почему он вышел в прокат 14 февраля, в День влюблённых?
Самое смешное, что у нас было рабочее название картины – “Развод”. Слово “развод” вызывает негативную реакцию, а наш фильм позитивный, поэтому мы ушли от этого названия. Никакого подтекста тут нет. Мы закончили работу над проектом и выпустили его. Это альтернативная романтическая комедия, рассчитанная на молодёжь, а 14 февраля отмечается именно молодыми людьми.

Прототип Васи – ваша бывшая жена. Насколько героиня далека от прототипа?
Я был женат не раз, так что у меня много бывших жён. Показанный конфликт в фильме вдохновлён моим вторым разводом. Но при этом сама персона Васи складывался не из характера бывшей жены, а из комплекса других персонажей, знакомых девушек, которые страдали излишним преклонением перед дзеном, космосом, фэншуй и прочими эзотерическими вещами. Так что моя бывшая жена не узнала себя на экране, потому что это не она, а сборная солянка из многих девушек.

Можно ли сказать, что "Гуляй, Вася!" – это ваша попытка разобраться в ситуации с женой, то есть фактически вместо похода к психологу вы сделали эту картину?
Да, но на данной стадии психотерапия уже не нужна была. Расставшись, мы решили все наши проблемы.

Есть ли в фильме ещё прототипы из реальной жизни? Они в курсе?
Есть, но они не в курсе. Персонаж Паши – это мой друг, одноклассник Марсель Нагаев, безумный Макс – это Саша Рябинин, тоже друг и одноклассник. Но все герои подкручены. Я списывал всё это из воспоминаний, сейчас они совершенно другие.  

Вы действительно верите в то, что женятся на тургеневских барышнях (вроде Насти), а не на стервах (вроде Васи)?
В конечном итоге человек выбирает того, с кем он будет счастлив. Насколько бы тебе стерва ни нравилась, если ей наплевать на тебя, она думает только о себе, то счастлив с ней ты никогда не будешь. Возможно, тургеневские барышни не добавляют адреналина в жизнь, но, по крайней мере, с ними спокойно. Ты даришь человеку себя и ждёшь того же.

Расскажите об этой сцене с рыбой. Вы намеренно оставили в кадре прожектор?
Да. Он там нужен, чтобы подчеркнуть сюрреализм ситуации. Ведь это сон героини. Только это не осветительный прибор, который случайно попал в кадр, а уличный фонарь.

Есть мнение, что сделать комедию очень сложно. Как вам это удалось?
Сложно, если ты делаешь кино по наитию, но я разработал систему, как создавать предпосылки к комическим ситуациям, поэтому для меня это несложно. У меня могут быть несмешной сценарий, плохое настроение, но я всё равно смогу раскочегарить всех на съёмках, чтобы добиться смеха зрителей. Мне кажутся, сложными такие жанры, как фильм ужасов или фантастика. Но это потому что я за них ещё не брался.

А вы хотели бы поработать в этих жанрах?
Фантастику я не люблю, а вот хорроры мне нравятся. Сейчас я буду писать фильм ужасов.

Вы сами создаете сценарии к своим фильмам, а потом ставите условие, что вы же и будете режиссёром?
Да, так и происходит. Когда я приношу сценарий, продюсеры настаивают, чтобы я и выступал режиссёром на проекте. Недавно знакомые продюсеры рассказали забавный случай. Один известный режиссёр написал сценарий, а снимать будет другой режиссёр, потому что первому сценарий не нравится. Я пишу только то, что мне нравится. Если я не буду снимать свой сценарий, потом буду кусать локти. По чужим сценариям ещё никогда не снимал фильмы.

А хотелось бы?
Мне постоянно предлагают снимать сериалы, но я всегда отказываюсь, потому что опять же не вдохновляюсь историями. Включаю телек затем и вижу, как это всё получилось хорошо получилось у кого-то другому и тихо завидую.

На всех своих проектах вы используете волонтёров. Зачем? Это бесплатная рабочая сила или возможность дать шанс людям без опыта?
Волонтёры всегда полны энтузиазма, они молодые, они ещё не устали, им всё интересно. Эта энергия спасает. Профессионалам уже всё опостыло, я и сам такой. Плюс мы даем реальный шанс очутиться в индустрии, так получилось с Яной Лебедевой, которая является сосценаристом “Гуляй, Вася!”. К тому же многие подменяют понятия. Например, кто-то мечтает быть режиссёром, приходит ко мне на проект и понимает, что на самом деле он хочет быть кем-то другим, теряют иллюзии. У режиссёра должно быть видение.  

Почему на роли вы предпочитаете брать непрофессионалов?
Во-первых, им платить много не нужно. Во-вторых, у них глаза горят. С ними интересно работать. Всегда приятно осознавать, что ты добавляешь конкурентов мастодонтам. Конкуренция всегда идёт на пользу киносреде.

Наверное, и лепить из них что-то проще?
У этой медали две стороны: насколько они гуттаперчевые, настолько же и неопытные.
 
Когда вы слышите фразу "Я не пойду на этот отечественный фильм, потому что всё русское кино говно", о чём вы думаете?
Знаете, в нашей стране очень много людей: кто-то любит отечественное кино, кто-то нет. Кто-то предпочитает сериалы по “России 1”, кто-то – ТНТ, кто-то – западные сериалы… Это нормально, что кому-то не нравится российское кино, я вот его тоже редко смотрю, хотя снимаю. Почему я должен из-за этого посыпать голову пеплом? Такое мнение есть, оно имеет право на жизнь. Пусть оно существует. Это нормальный процесс, который вынуждает российских киношников лучше работать. Пусть зрители ненавидят нас. Это лучше, чем если бы все любили нас. Даёт мотивацию. Если через много лет, мнение о российском кино не изменится, в этом тоже не будет ничего страшного. У нас выходят не все американские фильмы, а только лучшие. Люди видят сливки с Запада и при этом поедают весь материал, который создаётся в России. Во Франции тоже считают, что французское кино не очень, когда сравнивают его со сливками из России. Я это связываю с тем, что у нас нет фильтра для выхода в прокат. Мы смотрим всё подряд. Жемчужины всё же есть. Ну и в конце концов, это же просто кино, его можно и не смотреть. И вообще, не смотрите кино, читайте книги, умнее будете.

Расскажите о своём новом грядущем проекте.
Сейчас работаю над десктоп-комедией “Днюха”. Абсолютно новый опыт, я такого раньше не делал. Комедия, которая разворачивается на рабочем столе компьютера. Она состоит из общения по Скайпу и различных мессенджеров. Несмотря на кажущуюся простоту, это довольно. Продюсером выступает Тимур Бекмамбетов.