Спустя 35 лет Дени Вильнёв снял продолжение "Бегущего по лезвию". Сиквел уже идёт в российском прокате. В беседе с корреспондентом Metro режиссёр рассказал о назначении Гослинга на главную роль в "Бегущем по лезвию 2049", о своём фантастическом Рождестве в московском аэропорту и непроизносимой фамилии русского режиссёра.

Накануне премьеры мы встретились с режиссёром. Когда мы поздоровались и пожали друг другу руки, Вильнёв обратил внимание на газету. “О, у нас такая же есть! – воскликнул режиссёр и начал её рассматривать. – Поразительно, другой конец света, а всё так похоже! Жаль не понимаю, что написано, а то я бы почитал”.

Вы впервые в России, верно?

Ну, я был в Узбекистане, это считается?

Вообще-то, это другое государство.

Это было в 90-м году. (До распада СССР – прим. ред.) И я там был совсем недолго, так что, наверное, вы правы, не считается. Летел  представлять короткометражку в Узбекистан через Москву – в столице делали пересадку. До сих пор помню, как я застрял в вашем аэропорту, а на дворе Рождество. Ну, вы представляете, каково это отпраздновать Рождество в 23 года в аэропорту? (Смеётся.) Это было фантастическое Рождество! Я тогда подумал, что должен вернуться и посмотреть город не только из окна аэропорта, и вот прошло 27 лет, и я это сделал! Я тут! И знаете, мне понравилась Москва – по крайней мере то, что я увидел, понравилось!

Вы следите за творчеством современных российских режиссёров?

Русская культура огромна! И её влияние очень сильно, это видно по работам многих современных режиссёров. Я не могу назвать себя экспертом по русской культуре. Последний русский фильм, который мне очень сильно понравился, - "Возвращение". К сожалению, я никогда в жизни не смогу произнести фамилию режиссёра Андрей Взягица.

Андрей Звягинцев.

Да-да! Прошу прощения, для меня это очень сложная фамилия. 

Ваш родной язык французский. Сложно ли вам говорить на английском с актёрами? Не возникало недопонимания между вами? 
Удивительно, но нет. Знаете, у меня в жизни было разное. Было такое, что на площадке оказывались актёры, которые говорили исключительно на арабском, и мы друг друга прекрасно понимали. Дело ведь вообще не в языке, не в словах, а в присутствии, в понимании совершенно другого уровня.  Бывает, что ты говоришь с человеком на одном языке, но между вами пропасть… А бывает, что я не могу никак подобрать нужные слова для описания той эмоции, которую я хочу, чтобы передали, и актёр останавливает мои бессмысленные потуги и говорит: "Дени, я тебя понял". Для меня до сих пор загадка, как актёрам удаётся устанавливаться эту невидимую связь с режиссёрами. Актёры действительно могут выстраивать близкие отношения и доверять людям вот так сразу.

Многие воспринимают Райана Гослинга как просто симпатичного парня. Были у вас сомнения, опасения на этот счёт? Что убедило взять именно его на главную роль? Это было ваше решение?
Решение было моё, а вот идея нет, она принадлежала сценаристу Хэмптону Фанчеру, он работал и над первым "Бегущим по лезвию".  Никаких сомнений и опасений на счёт Райана не было. С самого начала, когда он только написал первый драфт сценария, он видел в Кейе именно Райана. Ридли Скотт сразу же одобрил кандидатуру Гослинга. Когда я прочитал сценарий, в котором было указано его имя, я тоже сразу же согласился: это точно должен быть Райан! Когда вы посмотрите фильм, вы поймёте меня. Да, Райана знают во всём мире только с одной стороны, но его талант многогранен. Я очень рад и горд, что в "Бегущем по лезвию 2049" именно Райан сыграл главную роль, мне кажется это одно из достоинств фильма.  "Бегущий по лезвию 2049" - удивительный проект, он не всех принимал под своё крыло, некоторых актёров он отвергал, Райану он сразу был рад - распахнул свои объятия.

Вы смотрели "Ла-ла Ленд" с Гослингом? Как вы считаете, ему должны были дать "Оскар" за лучший фильм, а не "Лунному свету"?
Награды не главное.  Когда создаёшь фильм, думаешь не об этом.

А о чём?
Пройдёт ли твоё кино испытание временем. "Ла-ла Ленд" - один из тех фильмов, которые не уходят бесследно, он оказал влияние на культуру и он останется в нашем культурном коде. У него своя особая энергетика, он невероятно прилипчивый, его хочется пересматривать. Пройдут годы, люди забудут об этой истории с "Оскаром", но вот саму картину будут помнить.

Так произошло и с "Бегущим по лезвию". Его до сих пор помнят, хотя он не получил ни одной статуэтки. 
Верно! Я могу сейчас перечислить множество картин, взявших приз в номинации "Лучший фильм", и эти названия вам ничего не скажут.

Меня мучает вопрос, почему сиквел выходит сейчас в 2017 году, почему не раньше или не позже, например, через два года, ведь в первом фильме всё происходит в 2019-м? 
Все картины рождаются в момент. Всё начинается вот с этого "А давайте!" Вы же знаете, что были заморожены права на фильм. Во время создания первой работы люди не могли найти общий язык. (Скорее всего, Вильнёв имеет в виду тот факт, что Ридли Скотту не понравился сценарий, написанный Хэмптоном  Фэннчером, и он нанял Девида Пиплза для переписывания – прим. ред.) Поскольку первая картина далась так трудно, понадобилось много времени, чтобы начать всё заново. Потом продюсеры Бродерик Джонсон и Эндрю Косов выкупили права и произошло чудо.  

Так всё-таки выбрано правильное время выхода для продолжения фильма?
Тут есть два подхода: сиквел нужно выпускать либо сразу после оригинала, либо через большой промежуток времени, как и произошло с "Бегущим по лезвию". Считаю, что уже прошло достаточно времени.

Как вы думаете автору оригинального романа  "Мечтают ли андроиды об электроовцах?", по которому снят первый "Бегущий по лезвию", Филипу Дику понравился бы ваш фильм? Что бы он сказал, посмотрев его? 
О, это очень хороший и сложный вопрос! (Улыбается.) Я об этом часто думаю. В картине много вещей, которые вдохновлены романом. На экране я старался передать дух книги. Ту же атмосферу. Это было бы неправильно с моей стороны говорить, что фильм бы ему точно понравился.  Правда в том, что я не знаю, и, слава богу, никто не знает.