Шоу-бизнес

Режиссёр Андрей Зайцев ответил на критику "Блокадного дневника"

Metro обсудило трейлер, вызвавший скандал в Сети
Режиссёр Андрей Зайцев ответил на критику "Блокадного дневника"
Андрей Зайцев. Фото Из личного архива, "Metro"
Андрей Зайцев. Фото Из личного архива, "Metro"
Кадры из фильма "Блокадный дневник". Фото Киностудия "Сентябрь", "Metro"
Кадры из фильма "Блокадный дневник". Фото Киностудия "Сентябрь", "Metro"
Кадры из фильма "Блокадный дневник". Фото Киностудия "Сентябрь", "Metro"
Кадры из фильма "Блокадный дневник". Фото Киностудия "Сентябрь", "Metro"
Кадры из фильма "Блокадный дневник". Фото Киностудия "Сентябрь", "Metro"
Кадры из фильма "Блокадный дневник". Фото Киностудия "Сентябрь", "Metro"
Андрей Зайцев. Фото Из личного архива, "Metro"1/7

Накануне дня Победы в Сети появился трейлер картины "Блокадный дневник" Андрея Зайцева ("14+"), который вызвал просто шквал негативных комментариев и обвинений режиссёра в искажении правды и осквернении памяти блокадников. Metro получило возможность посмотреть картину целиком задолго до её премьеры в январе 2021 года, а также поговорить с режиссёром про историю её создания и причинах столь яростной реакции интернет-пользователей.
 

О фильме:

Сюжет: основан на книге Ольге Берггольц "Дневные звёзды". Первая блокадная зима в Ленинграде. Молодая женщина, похоронив мужа, отправляется пешком на другой конец города, чтобы увидеться с отцом. Измученная голодом и холодом, героиня уверена, что жить ей осталось недолго, и хочет успеть попрощаться с последним оставшимся в живых родным человеком.
Впечатления: пожалуй, один из самых тонких и глубоких фильмов про войну, снятых за последнее время, по стилистике напоминающий картины Алексея Германа. Максимальное погружение в ужасы блокады, которые чередуются со счастливыми воспоминаниями героини о мирной жизни, и при этом отсутствие излишней сентиментальности и пафоса.

 

 

Андрей, расскажите, пожалуйста, как родилась идея фильма?

Идея появилась после того, как я прочитал "Блокадную книгу" (хроника блокады Ленинграда по воспоминаниям блокадников, которые были собраны и объединены в одну книгу Алесем Адамовичем и Даниилом Граниным – прим. ред.)  и понял, что нигде больше не видел таких мощных, таких полных описаний – в каком состоянии был Ленинград во время блокады, в каком состоянии были жители, через какие страдания они прошли. Особенно в самую тяжелую – первую блокадную зиму, когда погибло от голода больше всего ленинградцев. Этого нет, наверное, больше нигде – лишь в редких кадрах хроники, нескольких уцелевших фотографиях. Даже в советских фильмах о блокаде я не везде вижу этот город. И я посчитал, что эту правду необходимо рассказать. Не для того, чтобы всех изумить – какой был ужас. Мы показываем мучения, которые пришлось пережить ленинградцам, и от этого их подвиг становится ещё больше, еще значимее.

Снимали специально к юбилею победы?

Сценарий был написан ещё 10 лет назад, но долго ждал своего часа. Просто в тот момент я не был готов как режиссёр снимать такое сложное кино. Когда я почувствовал силы, и появилась возможность снимать, проект был запущен. То, что фильм был готов к 75-летию победы, – это совпадение, потому что работу мы начали ещё в 2016 году, но, конечно, не ожидали, что она продлится три с лишним года.

Насколько сложным оказался проект?

Да, были очень тяжёлые съёмки, тяжёлый монтаж. Нужно было воссоздать город таким, как он описан в книге. Мы построили декорацию, город делали компьютерной графикой. Как писали блокадники, Ленинград был похож на замёрзшее подводное царство. Заваленные снегом улицы и мостовые, с крыш домов свисали гигантские сосульки, между домами – обледеневшие провода. Стоял невыносимый холод. Снег лежал по пояс, потому что его никто не убирал. Люди выходили из дома и шли по тропинкам, протоптанным прямо посредине улицы. И было очень тихо, потому что не было ни машин, ни трамваев. Ни собак, ни кошек и даже птиц съели. Пустой страшный город, в котором голод, холод, и истощённые люди, которые двигаются как живые мертвецы.

Кадры из фильма "Блокадный дневник".
Киностудия "Сентябрь", "Metro"
Кадры из фильма "Блокадный дневник".

В отрывке из фильма, выложенном в Сети, блокадники действительно похожи на зомби..

Это самая тяжёлая сцена из фильма, и она реальная, она взята из воспоминаний блокадников. На улице перевернулись санки с хлебом, и голодные люди сначала бросились к нему, но, услышав, что это для детей, нашли в себе силы остановиться, собрать хлеб и положить его на санки. Хотя сами умирали от голода.

Сильнее всего шокирует внешний вид героев – жутковатые существа с тёмными лицами и безумными глазами.

Я снимал ровно то, что было написано в "Блокадной книге", воспоминаниях Ольги Берггольц, Даниила Гранина и в многочисленных воспоминаниях блокадников. Людей довели до такого состояния. Вы знаете, что такое голод? Можно привыкнуть ко всему, но не к голоду. Это не когда болит желудок и хочется есть. Весь организм голодает: кости, мышцы, мозг, нервы, кожа. Всё "кричит": "Накорми меня, дай мне глюкозы, дай мне жира, белков". И когда организм не получает, что ему необходимо, то начинает поедать сам себя, начинается атрофия и разрушение всех органов. Люди, доведённые до такого состояния, еле передвигались, делая по 10 шагов в минуту, потому что каждый шаг давался с трудом. У них были тёмные лица, потому что электричества в домах не было, и все использовали коптилки на машинном масле, которые сильно коптили, а воды было мало и её берегли. Поэтому на улице невозможно было понять, кто идёт тебе навстречу – мужчина или женщина, молодой или старик.

Понимаете, в нашем кино нет ничего придуманного. Я бы не позволил себе хоть что-то домысливать, фантазировать на эту святую тему. Я думал, что все читали "Блокадную книгу", и знают, что происходило в первую блокадную зиму. Но, когда я вижу в комментариях, что это неправда, враньё и поклёп, что это зомби-триллер, и что я насмотрелся американских хорроров, то понимаю, что эти люди западные хорроры смотрели, а "Блокадную книгу" не читали. Поэтому, мне кажется, им просто нужно взять и заставить себя её прочитать, и все вопросы у них отпадут.

Кадры из фильма "Блокадный дневник".
Киностудия "Сентябрь", "Metro"
Кадры из фильма "Блокадный дневник".

В комментариях действительно настоящие проклятья. Насколько вы ожидали такую яростную реакцию и чем её объясняете?

Во-первых, у нас уже довольно давно многие люди невероятно озлобленны и агрессивны. На всё, что не совпадает с их мнением или видением, они набрасываются с остервенением. Это уже сформировавшаяся тенденция. Не хочу копаться в её причинах. Ну и ситуация с карантином, в которой мы все сейчас оказались, делает людей ещё более нервными. Но дело в том, что человек, который изучал блокадную тему, поймёт, что все показанное в этой сцене – это правда, что блокадники были доведены до такого состояния, они испытывали ежедневную бесконечную пытку голодом, от которой, порой, теряли рассудок. На самом деле, в "Блокадной книге" реальность описана в разы страшнее, но я посчитал, что такое нельзя показывать, это ад, который будет невозможно смотреть. Но самое главное, о чём говорят многие пережившие блокаду и о чём наш фильм – хорошего в блокаду было больше, чем плохого, люди помогали друг другу, делились последним куском хлеба, даже с незнакомыми людьми, сами погибали, но помогали тем, кто слабее. Самопожертвования и лучших проявлений человеческих качеств было больше, именно поэтому мы и победили в той войне.

Комментаторы призывают даже написать петицию в Министерство культуры, чтобы проверить кино на искажение истории.

Меня это не пугает, потому что наше кино утверждали в Российском Военно-Историческом обществе, которое не допускает выхода на экраны фильмов, которые не соответствуют исторической правде. Меня расстраивает, что новое поколение уже мало знает, что происходило на самом деле, в блокаду и не пытается это узнавать. А дальше будет ещё хуже. Будут думать, что в Ленинграде во время блокады ничего страшного и не было. Поэтому мы нашу картину делали в большей степени для будущих поколений, и пытались снимать максимально документально, чтобы у зрителей возникло ощущение, что они сами попали в блокадный Ленинград. Чтобы они почувствовали, каково было предкам, что они пережили.