Сегодня не стало Марлена Хуциева. Патриарх отечественного кинематографа скончался в Москве на 94-м году жизни.
Прощание с режиссёром пройдёт 21 марта в Доме кино.

Весна на Заречной улице (1956)

Пожалуй, самая известная кинокартина Хуциева. Он снял её в соавторстве с другим режиссёром – Феликсом Миронером.
Сюжет фильма незамысловат. Выпускница пединститута Татьяна приезжает в город, где расположен крупный промышленный комбинат, и устраивается учителем в вечернюю школу. Там она знакомится с молодым сталеваром Сашей. Самоуверенный парень, получив от девушки отпор, изображает безразличие, но со временем понимает, что впервые по-настоящему влюблён.
Мелодрама, поражающая своей простотой и человечностью, невероятно полюбилась зрителю, в кинопрокате СССР её посмотрело более 30 млн человек. Прозвучавшая в фильме песня "Когда весна придёт, не знаю" обрела огромную популярность, исполнивший её Николай Рыбников (он играет роль Саши) мгновенно превратился в кумира всех советских девчонок.
Оператором картины выступил Пётр Тодоровский, впоследствии сам ставший знаменитым кинорежиссёром. 


Июльский дождь (1966)

Фильм о жизни москвичей в эпоху хрущёвской оттепели. Инженер Лена и талантливый учёный Володя (их играют Евгения Уралова и Александр Белявский) кажутся идеальной парой, но любовь заканчивается разрывом. В картине звучат песни Булата Окуджавы и Юрия Визбора, который исполнил здесь свою первую роль в кино. "Эта лента не только об отношениях двух людей, – вспоминал Хуциев. – Они живут в конкретном времени, и фильм о нём".


Два Фёдора (1958)

Вернувшись с войны, Фёдор (Василий Шукшин) встречает тёзку-беспризорника. Тот остаётся у него жить. Фёдор-большой занимается стройкой, Фёдор-малый учится, помогает по хозяйству. Они прекрасно ладят, но, когда бывший фронтовик влюбляется в Наташу, эта дружная жизнь рушится. Боясь снова оказаться на улице, мальчик ревнует к новой хозяйке, убегает из дома. После долгих поисков Федю находят, он мирится со взрослыми.


Застава Ильича (1965)

Трогательный рассказ о поколении, которое ищет себя в эпоху 60-х. Сцена вечеринки снималась в Политехническом музее, куда Хуциев пригласил молодых поэтов Андрея Вознесенского и Евгения Евтушенко, молодых режиссёров Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского. Хрущёв раскритиковал фильм, посчитав сюжет непохожим на советскую действительность. Картину долго переснимали и для проката изменили название на "Мне двадцать лет".


Был месяц май (1970)

В основу этой военной драмы лёг рассказ Григория Бакланова "Почём фунт лиха". В конце мая 1945 года группа советских солдат останавливается в немецкой деревне. Местный богатый крестьянин Рашке, пособник гибели многих поляков, в страхе осмысливает прожитое, пытается спастись от собственной смерти.
Тема войны была очень близка Хуциеву, хотя сам он на фронт не попал из-за астмы и плохого зрения.