Завтра начнётся прокат картины "Союз спасения", посвящённой восстанию декабристов в 1825 году. Мы поговорили с автором сценария Никитой Высоцким о работе над проектом и о его актуальности.

Насколько долго шла работа над сценарием?

Я работал с перерывами больше пяти лет. Сначала мне казалось, что я очень быстро справлюсь, потому что история известная. Думал, что нужно просто выбрать одну из сотен существующих трактовок. Но всё оказалось сложнее.

Почему?

Одна из основных сложностей картины в том, что практически каждый персонаж – герой серии "ЖЗЛ". Это герои учебников, люди, чьими именами названы улицы, или, как минимум, чьими биографиями занимались до нас десятки или сотни людей: Наполеон, Александр I, Николай I, Милорадович, Трубецкой, Муравьёв-Апостол, Мордвинов, Рылеев. И в этом огромная опасность. Из-за того, что они стали хрестоматийными – очень трудно признаться себе, что, оказывается, ты их раньше не знал. Что они совсем другие. В чём-то гораздо злее, ограниченнее, чем мы себе представляли, а в чём-то наоборот – добрее, красивее, романтичнее. Про каждого нашего персонажа можно сделать отдельную картину. Но задача стояла – не выделить моногероя на фоне эпохи, а создать образ декабристов, людей, которые решили перевернуть историю своей страны. Решили, будучи в нынешнем понимании, практически детьми, очень молодыми людьми.

И из очень благополучных семейств.

О декабристах есть несколько мифов. И один из них – что они представляли высший свет, были богатые, сытые и занимали высокие должности. Безусловно такие люди среди них были. Но, во-первых, были богаты не они, а их семьи и родители. И далеко не у всех с родителями всё хорошо складывалось. Во-вторых, да, декабристы принадлежали к высшему свету, но они не были в этом свете на первых ролях. И в этом тоже одна из причин их внутренней революционности. Они хотели бОльшего. Не только для страны и народа, но и подчас для себя. Они чувствовали в себе нереализованный потенциал. Среди них были абсолютные маргиналы, как, например, Каховский.  Был Рылеев – очень едкий, желчный в общении, а в некоторых случаях и просто авантюрист . Он , например, использовал для своих изданий деньги детей, которых опекал. Как это можно оценивать? Так что эта история не совсем такая, какой мы привыкли её видеть.

По-вашему, что бы произошло в случае успеха восстания?

Если бы восставшие смогли, воспользовавшись моментом междуцарствия, хотя бы в чём-то преуспеть, воплотить свои военные планы, случилась бы гражданская война. Рвануло бы так, что от страны мало бы что осталось. В то время Россия была страшно разорена войной, были проблемы внешние и внутренние. При этом была гигантская армия, большая часть которой думала так же, как декабристы. Много людей были готовы к насилию.

Но, наверное, отчасти в этой ситуации была виновата власть?

Страна нуждалась в реформах, но они требовали хоть каких-то ресурсов, которых просто не было. Александр метался, пытался занимать средства, но не получалось. И как решили бы все эти проблемы декабристы, приди они к власти? Думаю, что как и в 1917 году – морем крови человеческой. Что и произошло через без малого 100 лет. Люди, которые справедливо считали себя наследниками декабристов, выполнили очень многое из их планов. И начали с уничтожения царской семьи. И тем не менее, страна не разлетелась, она потеряла какие-то территории, она пережила жуткие 70 лет внутренних и внешних проблем, но устояла. Устояла, может быть, и потому, что у декабристов не получилось. Потому что страна успела развиться, даже частично реформироваться до событий 1917 года, и поэтому она и жива до сих пор.

Развенчиваете миф о героях-декабристах до основания

Я не осуждаю декабристов ни одной секунды. И я совершенно не хочу развенчать миф о благородных героях. Я считаю, что он очень во многом справедлив. Именно поэтому он до сих забирает умы людей. До сих пор декабристы – это символ чистоты. И это правда! Другое дело, что это не вся правда. Будет здорово, если картина вызовет всплеск интереса у молодых людей, и они после просмотра нырнут в интернет или в книги по этой теме. К сожалению, сегодня для большинства восстание декабристов стало общим местом. А это же безумно интересный исторический узел, сплетение мировоззрений, любовных историй, подлости, предательства и безусловной красоты. Это такая густая жизнь! Это так красиво, здорово и одновременно с этим ужасно. На это имеет смысл смотреть под другим углом. Не как на учебник истории.

Думаю, что новый угол не всем может понравиться. Во всяком случае, часть первых зрителей усмотрели в фильме явную перекличку с сегодняшней ситуацией в стране и даже предупреждение оппозиции, выходящей на митинги.

Наше кино не о политике. Оно о людях и о том выборе, который делает каждый. И о том, насколько мы свободны в этом выборе. Этот выбор делает наша гордыня, наша обида, наше честолюбие? Или этот выбор делает наша любовь? И тогда даже ошибочный выбор вдруг становится правильным, когда за этим чистота и искренность.

Даже если создатели и не планировали сравнивать ситуации, удержаться от проекции на актуальную политическую повестку очень сложно

Картина выходит в момент, когда у части общества обострено восприятие политического момента. И, безусловно, общее с нашим днём есть. Та же вера, что власть надо смести. Эта идея очень манкая – что можно малой кровью во благо народа – а иногда и своего собственного – устроить новую жизнь. Но фильм наш как раз о поиске диалога, о том, что нельзя пропустить момент, когда разговор власти и недовольных ею ещё возможен. Иначе случается катастрофа. Ведь декабристы в большинстве своём были очень хорошими людьми. Да, они были честолюбивы. Но им хватило – не знаю, чего именно – не учинить со страной катастрофы. И это, возможно, и есть их самый большой подвиг.

ФАКТЫ ИСТОРИИ:

• "Союз спасения" – название одного из тайных политических обществ, учредителями которого были будущие декабристы.
•    Восстание декабристов состоялось 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
•    За участие в восстании пятерых приговорили к смертной казни, 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.


Фильм "Союз Спасения"
Продюсеры:
Константин Эрнст, Анатолий Максимов
Режиссер: Андрей Кравчук
Авторы сценария: Никита Высоцкий, Олег Маловичко
В ролях: Александр Домогаров, Леонид Бичевин, Максим Матвеев, Павел Прилучный, Антон Шагин, Виктор Кищенко, Иван Колесников.