24 октября в Москве состоится премьерный показ фильма "Люси в небесах" о женщине-астронавте, которая после завершения продолжительной космической миссии, сталкивается с неожиданными проблемами на Земле – по сути ей приходится учиться заново жить на родной планете. Metro поговорило с исполнительницей главной роли Натали Портман про роль человечества во Вселенной, борьбе женщин за свои права и про самые сильные страхи. 

В фильме "Люси в небесах" вы играете девушку, страдающую из-за обилия психологических проблем после возвращения из космоса. Наверное, эта работа была не из легких.

Самым важным для меня было показать экзистенциональный кризис, который накрывает Люси.  Отчасти идея этой картины – показать, что мы и наша повседневная жизнь просто ничтожны по сравнению со Вселенной. Во время своего путешествия героиня чувствует, что способна добиться всего. Ей хочется придать своей жизни смысла. Вернувшись на Землю, она хочет испытывать те же эмоции, которыми она жила в космосе, но у нее это не получается. Это отчаяние в конечном итоге загоняет ее в угол.

Съемки сцен фильма проходили в хронологическом порядке. Это повлияло на вашу работу?

Сильно повлияло. Снимать сцены в хронологическом порядке было сложно, потому что требовало невероятной концентрации от меня. По сюжету Люси постепенно становится пленницей самой себя. Я чувствовала, как будто петля затягивалась у меня на шее. Когда заболевает бабушка моей героини, когда она умирает, когда она обманывает и расстается со своим мужем. Все эти ситуации усугубляют ее психическое состояние. Я благодарна режиссеру Ноа Хоули за то, что он позволил мне адаптировать роль под себя.

Что вас привлекает в этой роли?

Вы знаете, как правило, женщин-астронавтов изображают матерями. И обычно их проблема заключается в разлуке с ребенком. В данном случае я играю героиню, которая сталкивается с совершенно другим уровнем драмы – с переосмыслением жизни в целом. Я это говорю не для того, чтобы критиковать другие фильмы. Просто я люблю истории про женщин-астронавтов.

Лучшее воспоминание от съемок "Люси в небесах"?

Сцена с пчелами. Это был самым волшебным моментом, которые я переживала когда-либо на съемочной площадке. Это было невероятно – оказаться посреди поля, окруженного пчелами, нечто нереальное.

Если бы вы не стали актрисой, вы хотели пойти в астронавты?

Конечно. Я пыталась убедить руководство NASA отправить меня в космос, потому что фильм оказал на меня одурманивающее влияние.

Вы общались с настоящими астронавтами?

Да. Мне посчастливилось поговорить с астронавтами, которыми были настолько любезны, что провели экскурсию в NASA. Многие из них работали на космической станции и поделились со мной своим опытом. Большинство из них подтвердило, что возвращение из космоса домой проходит сложно, потому что тело нуждается в определенном периоде адаптации к земной гравитации. Существует целый протокол, описывающий, как полет в космос влияет на людей на социальном и психическом уровне.  Теперь я понимаю, почему астронавты должны обладать эмоциональной стабильностью.

Картина продолжает тему дискриминации, которую испытывают женщины, чьи профессии подразумевают конкуренцию.

Я думаю, что, например, мир балета отличается от мира астронавтов. Женщин-астронавтов можно по пальцам одной руки пересчитать. Когда женщина выступает с позиции силы, ее описывают, как "она". Потому что она одна за этим столом. Когда ты уникальна, то твое имя не называют, только пол. "Эта женщина, она". Но если ты не одна в своей сфере, то приходится обращать на себя внимание. В этом фильме мы хотели выделить этот специфический аспект. Но и есть обратная сторона. Существуют профессии, которые считаются "женскими" – к примеру, нянечки – которые априори относят к низкоквалифицированному труду. Но это тема для отдельного разговора.

Вы пытаетесь оберегать свой публичный образ?

Да. Я думаю, важно держать дистанцию между личной и профессиональной жизнью. Я – творческий человек, который уважает публику. Я хочу делиться с аудиторией только своей работой, больше ничем.

Вы когда-нибудь ощущали себя символом?

Когда вы знаете, что являетесь символом, то становится сложно сохранить свою индивидуальность. Вы превращаетесь в игрушку в чужих руках. И вы становитесь чьей-то выдумкой.

К разговору о политике и женщинах, в Голливуде дамы борятся за равноправие в вопросах оплаты труда. Для вас как для режиссера и актрисы эта проблема актуальна?

Конечно. Я поддерживаю эту борьбу. Я знаю, насколько важный пример подает известная актриса, борясь за свои права. Я верю, что каждый должен по мере сил принимать участие в этом вопросе

Вы говорили, что боялись играть Люси, потому что вы не похожи на женщину, которую легко напугать.

Я – женщина со множеством страхов, но у меня нет фобий. Мои страхи типичны для многих женщин. Я считаю себя недостаточно уверенной и компетентной, и я чувствую, что я недостаточно часто прислушиваюсь к своему внутреннему голосу. Когда я была подростком, я боялась взрослеть, сейчас я боюсь принимать решения и взвешиваю возможные последствия каждого своего шага.