Шоу-бизнес

Михаил Сегал: Искусство должно быть глубоким

В кинопрокат вышла комедия "Глубже" о режиссёре фильмов для взрослых
Михаил Сегал: Искусство должно быть глубоким
Михаил Сегал: Искусство должно быть глубоким
Михаил Сегал на премьере фильма "Глубже". Фото Геннадий Авраменко, "Metro"
Михаил Сегал на премьере фильма "Глубже". Фото Геннадий Авраменко, "Metro"
Александр Паль в фильме "Глубже". Фото СППР, "Metro"
Михаил Сегал на премьере фильма "Глубже". Фото Геннадий Авраменко, "Metro"1/2

21 октября в прокат вышла комедия "Глубже", главный герой которой – серьёзный театральный режиссёр, которого жизнь вынуждает снимать кино для взрослых. Metro поговорило с режиссёром картины Михаилом Сегалом ("Рассказы", "Кино про Алексеева") о компромиссах и слезах радости.

Главный персонаж фильма "Глубже" отличается железной бескомпромиссностью. По-вашему, в современном мире творец может себе позволить быть бескомпромиссным?
Смотря в каком виде искусства. В кино сложно быть бескомпромиссным… или в архитектуре, например. Потому что это связано с большими деньгами. Ты можешь написать стихотворение без чьей-либо помощи, но ты не можешь снять кино без гигантских денег и без работы десятков, если не сотен людей, не можешь построить небоскрёб, если его проект не одобрят, и не будет финансирования. И поэтому ты можешь быть бескомпромиссным, но твой сценарий или твой проект небоскрёба просто останутся у тебя в столе. 

Наверное, это должно раздражать или огорчать, что надо всё время подстраиваться под людей, у которых есть деньги
Да, всегда надо под кого-то подстраиваться. Но принципиальность заключается не в том, чтобы с гордым лицом говорить, что будет только так, как я задумал, а не по-другому. Потому что это будет просто красивая смерть. Вопрос в том, как добиться того результата, который ты хочешь. Если ты понимаешь, что можешь отказаться от каких-то художественных решений в своём произведении, и оно от этого несильно пострадает, то стоит пойти на компромисс. Если твой замысел не нарушат, не убьют, но при этом изменения удовлетворят продюсеров и прокатчиков, то и слава богу. 

    Проблема ещё в том, что никогда не знаешь на старте, что тебя ждёт. Ты можешь думать, что всё получится. Ты набрал в руки воды и идёшь – ты не знаешь, сколько ты прольёшь по дороге. Но, занимаясь кинорежиссурой, ты должен понимать, что никогда не донесёшь до финиша воды столько же, сколько взял, она всё равно прольётся. Вопрос в количестве. Если ты испытываешь рефлексию даже из-за одной пролитой капли, ты себя убьёшь, потому что она прольётся. Это факт. Ты просто психологически должен быть готов к тому, что ты всё равно теряешь что-то в процессе. Не всегда благодаря продюсерским притеснениям, бывают разные причины – погода не та, актёры не те. Если человек идёт заниматься боксом, он должен понимать, что в этой профессии его точно будут бить по лицу. Сколько-то раз увернёшься, но сколько-то раз получишь. Если ты не готов, чтобы тебя били по лицу, то не надо идти в бокс. Это неплохо, это входит в норму профессии. Так и с режиссурой.

Возвращаясь к фильму, почему ваш герой, снимающий кино для взрослых, вдруг добивается такого оглушительного успеха? Чем он покорил весь мир?
Так бывает, когда приходит человек и формулирует вещи, которые витают в воздухе, так гениально, что это трогает людей. Ведь у всех нас на самом деле очень тонкое, деликатное мировосприятие, но мы не всегда знаем, как его выразить. Поэтому, когда находится художник, который в кино, в стихах или в музыке может достичь той глубины, которую практически все мы чувствуем, воспринимая мир, мы такого человека называем гением. Вот в наших героях есть эта глубина и деликатность. И неважно, чем они занимаются. В данном случае, снимают кино для взрослых, а могли бы на скрипке играть или картины писать. Но они своими фильмами смогли в людях возбудить лучшие механизмы, поэтому весь мир плакал слезами радости, когда их смотрел. 

Мне кажется, что Александр Паль просто идеально подошёл на роль фанатичного режиссёра.
Возможно потому, что я о нём подумал, когда только начал писать сценарий. Не знаю даже почему: может увидел фильм с ним, может он мимо проходил. Так что я писал под него, под его голос, пластику, даже текст придумывал, который он мог бы органично произнести.  Мне это сильно помогло, потому что когда главный герой долго не находится – это очень изнурительно.

Ещё одна очень яркая, но немногословная роль – у популярного блогера Антона Лапенко. Как он попал к вам в кино? Вы входите в число поклонников его сериала на youtube?
Когда мы снимали кино, сериал ещё не вышел. Я узнал о Лапенко, посмотрев его ролики в Instagram, и так совпало, что именно в этот момент нужно было делать кастинг для фильма "Глубже". Мне показалось, что у нас есть роль, которая ему подойдёт.

Здорово он поймал ваш юмор – молчит, а смешно.
Самое главное, что он в нашей комедии существовал абсолютно без гротеска, как он делает в своих скетчах. Он очень точно по-актёрски выдержал реалистичную школу игры. В результате всё равно получилось смешно. Но это означает, что он может работать в разных регистрах, и это прекрасно для актёра.

Интересно узнать историю персонажа Игоря Угольникова. Ведь он не в первый раз играет у вас первое лицо нашей страны.
Да, я придумал перенести целого персонажа – президента России – из фильма "Рассказы". Это человек, который всегда одет в белое. Он всегда на природе наедине с неким абсолютом,  говорит о высоком. Я придумал эту линию, но для меня эта роль только одного актёра – Игоря Угольникова. Поэтому я сначала уточнил, не против ли он сыграть, и только когда он согласился, написал этого персонажа в сценарии. Потому что иначе это бы не сработало.

Помимо кино вы серьёзно занимаетесь и литературой. Знаю, что у вас скоро выходит книга "Слоны не играют в футбол". Что она собой представляет? Чем отличается от одноимённого фильма?
Это очень интересный для меня опыт.  Когда снимают экранизации, то от книги, как правило, остаются только основные сюжетные линии. А тут всё абсолютно по-другому. Я сначала написал сценарий и снял по нему фильм. Потом я совершил обратный процесс, и из фильма сделал книгу. Но я не переводил просто события картины на язык прозы. Это было бы никому неинтересно. Я развил сюжетные линии, более подробно раскрыл характеры героев, изменил финал. Получилась реинкарнация истории с гораздо большим накалом страстей. Это абсолютно творческий эксперимент. Мне кажется, так никто ещё не делал, и методологически это очень любопытно. Теперь мне не терпится, чтобы книжка поскорее вышла, потому что я хочу подарить по экземпляру актёрам, которые играли в фильме. Мне не терпится увидеть их реакцию на всё, что я придумал для их персонажей. 

Где вам комфортнее творить – в кино или в литературе?
Это тот случай, когда ты от одного устаёшь и на другое переключаешься. Когда хочется активной деятельности, людей вокруг – занимаешься кино. А потом тебе хочется почувствовать, что всё зависит только от тебя. Ты садишься и пишешь – тебе никто не помешает, не поможет. Только то, что есть в твоей голове – умного, глупого – и будет результатом. Поэтому книга в этом смысле отражает меня гораздо больше, чем кино.