Шоу-бизнес

Metro подводит итоги Каннского кинофестиваля

Кинокритик Егор Москвитин специально для Metro с Каннского фестиваля
Metro подводит итоги Каннского кинофестиваля
Metro подводит итоги Каннского кинофестиваля
Каннский фестиваль. Фото AFP

70-й Каннский кинофестиваль оказался парадом фильмов, максимально не похожих друг на друга. А еще этот смотр был  самым добродушным, веселым и странным за долгие годы.

Мы привыкли, что фильмы главных европейских кинофестивалей – это если не выход за границы дозволенного, то остроумное переосмысление старых традиций. А еще это всегда спорт высоких достижений, демонстрация совершенных замыслов и героических подвигов актеров и режиссеров.

В этом году Каннский кинофестиваль нарушил все эти правила и прошел в вальяжном и веселом ритме. Самые прозорливые критики могли предсказать это еще в начале весны, когда стало известно, что жюри возглавляет мечтатель Педро Альмодовар, а роль придворного шута при нем со всем своим лоском исполнил Уилл Смит.

Остальные начали догадываться уже по ходу фестиваля. Организаторы вызывали к барьеру фильмы из основного конкурса по двое, словно желая подчеркнуть, насколько широкий диапазон стилей, жанров и тем в этом году приветствуют Канны. Мрачная и жестокая "Нелюбовь" шла в паре с нежным и трогательным "Миром, полным чудес": в обоих историях из дома сбегали дети, в обеих историях мир был глух к героям, но какими же разными были интонации режиссеров – печального Андрея Звягинцева и одержимого жизнью Тодда Хейнса!

А затем зрителей удивили сразу двумя научно-фантастическими фильмами. В хмуром и кровавом венгерском "Спутнике Юпитера" антиутопия смешалась с библейской притчей. Сюжет: в лагере для беженцев погибает юноша – но тут же воскресает и начинает летать, словно ангел. За ним начинают охоту полицейские, олицетворяющие собой европейскую черствость, готовую прозевать христианское чудо.

А в южнокорейском фильме "Окча" охота велась уже на гигантскую очаровательную свинью – животное, выращенное корпорацией, чтобы спасти мир от голода. Но оказавшееся лучше, чем весь этот мир.

Эти удивительные дуэли продолжались весь фестиваль, сделав его самым понятным и дружелюбным по отношению к массовому зрителю за долгие годы – если не всю историю Канн.

Поэтому, когда пришло время награждать победителей, от жюри не просто ждали сюрпризов, а требовали их. Приз за лучшую мужскую роль взял Хоакин Феникс, долго не веривший в свою победу и в итоге оказавшийся на сцене в кедах. В фильме "Тебя никогда здесь не было" он играет угрюмого сыщика, спасающего из лап зла маленькую девочку, сыгранную русской актрисой Екатериной Самсоновой. Победа криминального триллера удивляет, но сюрприз тут же уравновешивается награждением Дайаны Крюгер за роль в "За пределами" - драме о терроризме современной Европы. Ее игра и правда экстраординарна: по сюжету ей приходится хоронить сначала мужа с сыном, а затем - заживо - и саму себя.

Приз за сценарий делят женщина и мужчина - постановщик и автор "Тебя никогда здесь не было" Линн Рэмси и греческий поэт-режиссер Йоргос Лантимос. В его фильме "Убийство священного оленя" Николь Кидман и Колин Фаррелл играют семью, столкнувшуюся с силами зла, равных которым в кино не было со времен "Сияния" Стэнли Кубрика. Первый фильм верен традициям жанра криминальных нуаров, второй выбивается далеко за рамки. Снова – ничья между новаторством и классицизмом.

За режиссуру награждают Софию Копполу, удачу которой вновь приносят Колин Фаррелл и Николь Кидман. В фильме "Роковое искушение" они играют раненого солдата времен Гражданской войны в США и строгую смотрительницу женского пансиона, вступивших в психологическую дуэль. Несмотря на описание, это легкий, смешной и нежный фильм. А сумрачный гений Андрей Звягинцев тем временем берет Гран-при жюри со своей драмой "Нелюбовь" - тяжелым, лишенным всякой веры в будущее историей, ставящей страшный диагноз современной России. И снова ничья: комедия против драмы, изящная женская поступь против танковой атаки.

Когда приходит время двух главных призов – Гран-при и Золотой пальмовой ветви – становится ясно, что победят опять антиподы. Так и происходит. Гран-при берет "120 ударов в минуту" Робена Кампийо – снятая словно бы для "Оскара", а не для Европы сага про политическую борьбу и интимную страсть. В центре событий – активисты организации Act Up, отстаивающие права больных СПИДом французов-гомосексуалистов перед обществом и властями. Это очень традиционное кино, но его триумф уравновешивается тем, что Золотую пальмовую ветвь берет "Квадрат"- провокаторский, хулиганский, остроумный и очень-очень странный фильм о современном искусстве. Его снял швед Рубен Эстлунд – известный мастер розыгрышей и пижонских режиссерский решений. Герой "Квадрата" – топ-менеджер элитного музея современного искусства, собственная жизнь которого внезапно превращается в трагикомический перформанс. Таким перформансом был и 70-й Каннский фестиваль - грандиозный эксперимент, который кино поставило над собой, чтобы зажить новой жизнью.