– Марианна, поздравляем Вас с ТЭФИ! Какие эмоции возникли, когда Вы получили сразу три статуэтки?– Наша радость была бы полной, если бы не было скандала вокруг телевизионной академии, если бы парочка госканалов не решила хлопнуть дверью. Государственные каналы, по сути, обиделись на зеркало, а на него, как меня мама ещё в детстве учила, обижаться нельзя. Очень жаль, что не было канала "Культура", жаль, что был полупустой зал, жаль, что "ТЭФИ"в 2008 году не смогли получить все те, кто её заслуживал...Большой плюс - возвращение к тайному голосованию. Уже не надо нажимать кнопку под пристальным взглядом своего теленачальника. Здесь уже сложнее говорить о корпоративном голосовании. Все это может пойти ТЭФИ на пользу в будущем, если какие-то личные обиды перестанут играть главную роль и конкурс не решат окончательно "всхлопнуть". Потому что этот скандал действительно расстраивает. Как, собственно, расстраивает и нынешняя ситуация в российской политической тележурналистике.

– В 2008 году "Неделя" отметила юбилей - 5 лет в эфире. Как отметили эту дату?– Действительно, 11 октября 2003 года мы вышли в эфир. Внутри программы мы ничего специально не готовили. В 2008 году как-то несерьёзно подошли к нашему первому серьёзному юбилею. Обычно закрытие телесезона в начале июля мы каждый год отмечали в ресторанах, приезжали все наши коллеги с женами и детьми. А все наши дни рождения мы отмечаем по пятницам, когда в редакции собираются все, кто работает над программой. Вот и этот юбилей, в одну из пятниц скромно так, в узком кругу отметили пятилетие программы. Честно говоря, атмосфера в стране сейчас к каким-то большим праздникам не располагает. – Как менялась программа за эти 5 лет? – Первые телесезоны мы себя искали. Пробовали разные варианты, рубрики внутри программы. В первом сезоне мне очень хотелось, чтобы у меня были соведущие, я их лоббировала перед руководством канала. Лоббировала, лоббировала, да не вылоббировала (смеётся). Уже сейчас этого никто не помнит, а рубрику "Вызов" вёл Дмитрий Якубовский. Но он провёл, по-моему, всего два эфира. Дольше в программе работала Юлия Латынина, и её мне не хватало, когда руководство канала не продлило с ней контракт. Эту рубрику - "своими словами" - мы, кстати, сохранили и часто приглашаем разных ньюсмейкеров с их монологом на интересующую нас и зрителей тему. В течение 5 лет менялось и соотношение так называемых "серьезных" и "несерьезных" материалов. В первый сезон мы часто показывали развлекательные сюжеты, и не потому, что нам очень сильно хотелось развлекать публику. Просто публике в те годы самой хотелось развлекаться. С началом путинского правления ей объяснили, что мол, ничего серьезного больше происходить не будет, в стране стабильность. Граждане, не волнуйтесь, не мешайте власти делать все, что ей заблагорассудится, и развлекайтесь... Приходилось развлекать в значительно большей степени, чем мы это делаем сейчас. Рейтинг нам пять лет давали именно сюжеты из последней части программы. Сейчас ситуация изменилась, видимо, многие уже окончательно обалдели от бесконечных развлекательных программ по всем каналам, стали больше интересоваться политикой, темами, которые связаны с экономикой, расследованиями. От нас ждут серьезных материалов, и они сейчас снова востребованы. – Вас, наверное, уже замучили вопросами, почему программу не закрывают...– Да не то слово! Помните, как Фаину Раневскую всю жизнь преследовали пионеры, требуя произнести: "Муля, не нервируй меня!"? А уже просто не знаю, как реагировать, когда меня в тысячный раз спрашивают, почему программу еще не закрыли. Я не знаю, почему. Очевидно, мы этой пресловутой вертикали власти нужны. Но меня очень тревожит ощущение людей, что если что-то хоть немного отличается от мейнстрима, от "генеральной линии партии", то это что-то тут же должны прихлопнуть. По принципу - живи, и не высовывайся! Это - рабская психология. Людей ещё не испугали, а они уже готовы бояться. Очень быстро вернулось ощущение Советского Союза, где все знают, что есть цензура, где все знают, что можно говорить, а что нельзя, где все знают, что есть правящая партия, и она рулит всем в стране. И все думают, что протестовать, искать и добиваться правды не имеет смысла, потому за это катком раскатают. Вот в такую маленькую плюшку раскатают, и становиться этой плюшкой никто не хочет. Так и живут - что -то не нравится, кто-то обижает, и все терпят.

– Какими Вы видите зрителей своей программы?– Это, безусловно, люди образованные, интересующиеся тем, что происходит вокруг, которые не утратили привычки смотреть программы, которые называются политическими. Люди, которые хотят выслушать разные мнения и составить своё собственное представление о том, что происходит. Люди, которые готовы разбираться в оттенках цветов. Ведь что происходило последние годы на телевидении? Журналистов отучали задавать вопросы по существу, а зрителей - думать над сложной информацией. Уже давно в теленовостях вы не увидите всю палитру мнений. Вот, к примеру, вам по телевизору расскажут, как Прибалтика ненавидит Россию. Но ничего не скажут об истории присоединения прибалтийских стран к СССР, о пакте Молотова - Рибентроппа 39 года, об отправке после этого прибалтов в Сибирь, насаждении там советского строя. А ведь все это надо знать, чтобы понимать контекст нынешних событий. Но считается, что, нечего пудрить людям мозги ненужной информацией, зачем? Пускай смотрят про домработниц, которые подло тащат у звезд шоу -бизнеса ювелирку. На таком телевидении выросло уже целое поколение, это поколение не знает, что острые проблемы страны когда-то обсуждались в прямом эфире, что перед чиновниками не лебезили в эфире, а задавали им прямые вопросы. Что журналистика когда-то связывала власть и общество, что чиновники разных уровней боялись жанра журналистских расследований, который тоже когда - то был на российском телевидении. Но для меня самой все это сейчас звучит почти как фантастика.

– Кого Вы считаете своими конкурентами? – Несмотря на разницу в охвате аудитории, это итоговые программы на госканалах. Мы же с ними, как выражалась фрекен Бок, сидим в одном телевизоре. Конечно, наши технические и материальные возможности несопоставимы. У нас даже нет ни одного корпункта за границей, мы работаем с так называемыми стрингерами, "вольными стрелками". И когда что-то происходит, мы должны мгновенно принять решение и отправить туда своего корреспондента. А если это Новый Орлеан? Доехать туда из Москвы или из нью-йоркского корпункта - разница есть. Но все эти проблемы мы называем : "невидимые миру слёзы", и стараемся делать так, чтобы зритель не разглядел, сколько слез, фигурально выражаясь, пролито над тем или другим сюжетом.

– Команда "Недели" - кто они? – Почти все мы - осколок старого НТВ. Со своим шеф-редактором Светланой Елиной я работаю больше 12 лет. С тех пор, как я из корреспондента стала ведущей утренних новостей, это мой первый, любимый и единственный шеф-редактор.С тех пор с нами работает обозреватель Женя Матонин. Руководитель программы Мурат Куриев был моим шеф-редактором в программе "Герой дня" тоже на НТВ. Со многими нашими корреспондентами, продюсерами и режиссерами мы тоже работаем со времен НТВ - ТВ6 -ТВС. И все эти драматические закрытия - открытия каналов мы переживали все вместе. Это большое профессиональное и человеческое счастье, что нам до сих пор удаётся работать всем вместе.

– Как ощущаете себя в новой студии? – Как правило, все новые студии ругают. Мой стол называют "прилавком" (смеется). Но эта студия более сдержанная и спокойная по сравнению с предыдущей. И, если хотите, ничто не отвлекает от информации. Я специально выбираю однотонные костюмы, чтобы тоже не отвлекать нарядами от сути, от того, что мы хотим донести. И хотя стол и слегка похож на прилавок, а цветовое оформление напоминает георгиевскую ленточку, которую сейчас используют исключительно в ура-патриотических целях, но некоторая аскетичность, которая есть в новой студии, мне нравится.

– Будут ли продолжаться "Репортёрские истории"? Можно предположить, что подобный проект, несмотря на высокую оценку и зрителей, и телекритиков, даётся очень непросто... – Первые репортажи нам дались очень тяжело. И у меня, конечно, были опасения, что люди не будут смотреть серьёзные репортажи. А мы стараемся почти все фильмы, которые выходят в этом проекте, делать на серьёзные темы. Мы снимаем исторические сюжеты, занимаемся правоохранительной тематикой, гражданскими правами - темами, сейчас не очень модными. И я опасалась, что, не увидев в нашем репортаже липосакцию какой-нибудь очередной звезды, люди не будут смотреть проект. Но, к счастью, смотрят. Теперь есть и рейтинги, и даже ТЭФИ. Проект нам даётся нереальной кровью, у нас попросту не хватает людей... Ведь "Репортерские истории" мы делаем силами команды "Недели". Работы стало в десять раз больше, а людей столько же. Но это тоже из серии "невидимых миру слёз", вот дали же этому совсем новому проекту с первой номинации Орфея, и это внушает оптимизм.

– Можно ли сформулировать основной принцип Вашей работы? – У Владимира Жириновского, известного своим чутьём к правильным пиар-ходам, был такой предвыборный лозунг: "Не врать и не бояться!" В исполнении лидера ЛДПР это звучало, конечно, немного приблатнённо. Но мне даже в такой приблатнённой трактовке этот лозунг очень нравится. Если хотите, я тоже подпишусь (смеётся).. "Не врать и не бояться!", В. Жириновский, коллектив программы "Неделя"... И многоточие, потому что я призываю всех присоединиться.