Шоу-бизнес

Макс Покровский: Нам издевательски аплодировали

Лидер "Ногу Свело" дал большое интервью Metro
Макс Покровский: Нам издевательски аплодировали
Макс Покровский.

В преддверии фестиваля молодых музыкантов Metro On Stage, который мы проводим в Строгино при поддержке Департамента культуры города Москвы, один из членов жюри, лидер группы "Ногу свело!" Макс Покровский, рассказал, как начинающему исполнителю заявить о себе и через что приходилось проходить самому на заре карьеры. Также Максим поделился, под влиянием каких исполнителей формировался как музыкант и что думает о хип-хопе.

Расскажите о своём участии в выборе новых лиц для Metro On Stage.

Это было познавательно. У меня сейчас есть прекрасная возможность общаться с огромным количеством начинающих энтузиастов, с музыкантами, режиссёрами, блогерами – в России и Америке. У них совершенно другой путь, сильно отличающийся от того, с чем мы сталкивались, когда начинали. И он не менее интересен.Ведь какие возможности дает им Youtube и соцсети! Я сам регулярно слежу за происходящим, изучаю, сам стараюсь у них чему-то учиться.  А потом использую эти наработки для создания нового альбома "Ногу свело!" и инфраструктуры вокруг него.

По какому принципу вы выбирали достойных исполнителей?

Я оценивал не только музыкальную составляющую, но и новизну звучания, а также потенциал групп в новых медиа. К сожалению, очень много групп копируют чью-то конкретную манеру исполнения – вот тут чётко "Сплин", тут Найк Борзов, тут "Ногу свело!"... Это не то, что я хотел бы слышать в новую эпоху. Всем участникам фестиваля и молодым исполнителям, в принципе, я желаю найти индивидуальный звук и максимально использовать новые технические возможности. Сам я никогда ни на кого не хотел быть похожим и хотел делать так, как никто не делал. Но это не означает, что на меня не повлияла музыка, которая меня окружала. И вот это желание быть непохожим меня преследовало долгие годы. И только в последнее время я стал в этом плане более спокоен, это не стало моей самоцелью. Но меня стала очень сильно интересовать техническая сторона вопроса, не буду грузить вам музыкальной терминологией и скажу так: мне до сих пор не хочется звучать как все и сразу, но мне нравится, что благодаря технологиям у меня есть такая возможность.

А как понять, что у композиции есть хитовый потенциал?

Меня часто спрашивают, “как вам удаётся писать хиты”. Какие мы хиты делаем? У нас это получается только по большим праздникам и как они получаются мы не знаем, и поэтому не можем их повторить. После того как я создал “Хару Мамбуру”, я миллион раз слышал “сделайте что-нибудь похожее”, но я не знаю как. Хорошо, что я хотя бы не возненавидел её за эти годы и не отказываюсь играть.

А самому приходилось стоять в молодости перед музыкальной экзаменационной комиссией?

Да, в конце 80-х, когда мы вступали в “Рок-лабораторию” нам приходилось стоять перед худсоветом и они решали брать нас или нет. Подобное прослушивание проходили и такие известные ребята, как "Тараканы" и "Наив", я на нём присутствовал и помню это. Что же обо мне, то на момент вступления в “Рок лабораторию” в группе кроме меня состояли ребята, которых уже давным-давно нет в коллективе – мои дворовые друзья. У нас и названия тогда не было и мы играли какую-то абсолютно непонятную лабуду, которую я сейчас даже не берусь описать. Это были даже не песни, а какие-то мутации из кусков музыки. Одну “композицию” я даже играл на дудочке. Дудочке, которую даже нельзя назвать блок-флейтой, так как она была пластмассовая, едва ли не игрушечная. С нами тогда вместе прослушивались “тяжелые” коллективы, и после этого исполнения на дудочке, они нам громко зааплодировали. И это было никакое не одобрение, а просто издевательство, и мы тогда уже это четко понимали. Мы были очень наивные и нашу музыку, иначе, как поток сознания, назвать было нельзя.

И что сказали на худсовете?

Нас всё равно приняли в “Рок-лабораторию”, но отметили, что берут нас на правах кандидатов. То есть нам будут помогать, но на концертах мы пока выступать не можем. Нам нужно делать программу, писать новые песни и тогда только нас выпустят на сцену. Мы довольно долго к этому шли, но поддержка “Рок-лаборатории” была ощутимой. Нам дали колонки, усилители, а также специальные бумаги – так называемые “письма”. Это такие документы для поиска репетиционной базы, где было написано, что Максим Покровский является руководителем коллектива в Московской Городской Творческой Лаборатории Рок-музыки при МГК ВЛКСМ. И один раз мне такая бумажка очень помогла – мы нашли репетиционную базу на которой просуществовали минимум три-четыре года. Туда год-два спустя приезжала администрация “Рок-лаборатории” и мы показывали им свои новые песни. Только после этого они сказали “ок, возьмём вас выступать”.

А помните кого-нибудь, кто с вами начинал тогда? Какие-то другие коллективы из "Рок-лаборатории", начинавшие с вами в одно время.

Была такая группа “Тупые” они начали чуть позже чем, я, но появились они безумно ярко. Это было выдающимся явлением, какое-то время они были довольно популярны. Всё держалось на таланте их лидера Дмитрия Голубева. При этом за этот недолгий промежуток менялось и их звучание и концепция. Дима тогда был очень богат на идеи, это была очень остроумная музыка. В двух словах очень сложно объяснить, что вообще это было. Такой талантливейший взгляд на то, что творится в мире через призму восприятия этих людей и Димы в первую очередь. До сих пор помню их песни из первой программы, я оперирую именно этим термином, так как тогда альбомов не выпускали. Это композиции “Страшный Русский ренессанс”, “Шоколадное кафе” и "Па Памба". Однако потом группа ушла в никуда, так как Дима хоть и был талантливым музыкантом, он был крайне далёк от ведения бизнеса. А чтобы музыка стала твоей карьерой – это каждый день тяжелый труд в одном направлении. А благодаря этому труду даже, на первый взгляд, не очень талантливые исполнители становятся успешными. И в данном случае группа “Тупые” показательный образец того, что ты можешь быть безумно одарённым, но если каждый день ты не делаешь одно и то же, то, наверное, не много шансов.

А кого можете вспомнить из современников, или тех, с кем в начале творческого пути приходилось общаться и кому удалось вырваться в люди?

Ну, это уже упомянутые "Тараканы!" и "Наив", которые на музыкальном рынке себя чувствуют очень хорошо, чему я безумно рад. Помню тогда в “Рок-Лаборатории” были очень заметными ребята из "Бригады С". Мы с ними особенно не общались, это был уже сформировавшийся коллектив. А потом они ушли в Центр Стаса Намина. Тогда было такое разделение музыкантов и если, кто уходил к Намину из Лаборатории, то всё – это уже не “наши”. Кстати, часть духовой секции бывшей "Бригады С" до сих пор играет с "Ногу Свело!".

Как-то выговорили, что российской музыкальной индустрии идёт даже не застой, а откат куда-то в восьмидесятые. Что-то изменилось в лучшую сторону или становится хуже?

Сейчас всё-таки что-то меняется. Хотя, стиле традиционной рок-музыки этот застой начался еще в шестидесятых годах до нашей эры. "Тяжелые" коллективы, не очень форматные Нашему радио в какой-то момент начинали радовать. "Слот", например. Но это тоже было десять лет назад. Заранее хочу сказать, что я не достаточно хорошо слежу за современной музыкой, чтобы иметь право рассуждать об этом и претендовать на объективность. Но я вижу какую популярность сейчас набрала хип-хоп сцена в России. Такая же ситуация сейчас и на Западе – рэп там безумно востребован. Однако мне кажется, что её развитие не очень однозначно. Но я хочу сразу сказать, что сам не люблю когда дилетанты гавкают по теме в которой не разбираются, поэтому на абсолютную истину не претендую. Однако мне кажется, что в случае с рэп-музыкой копирование, в некоторых случаях, происходит очень серьёзное. Благодаря Youtube музыканты быстро отслеживают зарубежные тренды и могут быстро их "слизать".

А в хорошем смысле кого можете выделить?

В нашей стране есть и очень большие имена в хип-хопе, начиная с того же Noize МС. А что до популярных сейчас культуры рэп-баттлов, то она мне очень интересна. Я поражаюсь, насколько чуваки там плодовиты на слова, причем слова остроумные, но я чувствую, что процесс импровизации там не очень велик. Но говорят быстро и очень ритмично. Меня, кстати, судьба свела с одним молодым русскоязычным коллективом из Нью-Йорка. Они называются MusicSnake и вместе с ними мы сделаем рэп-версию нашего главного сингла с нового альбома Ногу Свело – песни “Судак”. Там будут мои припевы, но я попробовал и зачитать там один куплет. Фёдор из MusicSnake показал мне как это делать. Поэтому я рад, что хоть одним мизинцем прикоснулся к этой интересной музыкальной культуре. Кстати, эту песню, как и сам альбом "Материки моей планеты", можно будет услышать уже этой осенью!

"Ногу Свело!" очень самобытный коллектив со своим особенных звучанием. Сразу не понятно откуда у него “растут уши”. Какие коллективы вы слушали сами в молодости и они могли на вас повлиять, на кого сами тогда хотели быть похожи?

Я никогда ни на кого не хотел быть похожим и хотел делать так, как никто не делал. Но это не означает, что на меня не повлияла музыка, что я слушал в самом начале. А она была трёх типов. Во первых, это потрясающие явления в стиле диско -- ABBA и Boney M., которые мы в шутку называли в одно слово “аббабонниэм”. Что странно, сейчас ABBA знает и любит весь мир, а Boney M. как-то подзабылись, хотя, тогда мне казалось, что последние даже как-то круче. Это такие мои первые подростковые впечатления. Второе, что стилистически меня очень задело, но наверное, наименее повлияло на меня – это та волна хард-рока, которая была в те годы. По какой-то причине я остался равнодушен к Led Zeppelin, но любил Deep Purple. Однако и то и другое достаточно скоро из меня вылетело. И как ни странно, то, что на тот момент, как мне казалось, наименее брало меня за живое, в конечном счете, оказало наибольшее влияние. Речь идёт о Дэвиде Боуи. Также я немного слушал такой джаз-рок коллектив, как Chicago. Чуть не забыл! Огромное эмоциональные воздействие на меня оказали The Rolling Stones, если говорить про подростковые годы.

А если говорить о времени ближе к созданию группы?

Когда же образовались "Ногу Свело!", еще в 80-е, мы слушали такие альтернативные коллективы как Pixies и, боже мой, как же их звали... А! Throwing Muses. Еще были The Sugarcubes, там, кстати, начинала Бьорк. Такая вот музыка ходила тогда в наших кругах, и наверное, она оказала какое-то воздействие. Мне вообще всегда сложно рассуждать о влияниях, этот вопрос вызывает у меня затруднения, так как я никогда не занимался самоанализом.

А какие концерты посещали?

Очень мало ходил. В Москве те годы не было концертов интересных мне исполнителей, тот же хард-рок разве что. Ну вот мне запомнилось, как 26 лет назад я был на большом концерте на тушинском аэродроме, который ***** застроили сейчас и нет больше аэродрома в Москве. Ну был я там, хороший концерт. Помню, пришло много народа и вести себя надо было осторожно, потому что в Тушино также приезжали разные пьяные люди. А выступали тогда, в частности, Metallica и AC/DC. Хорошие группы? Хорошие, люблю я их очень. Повлияли ли они на меня? Нет, никак. (смеётся). Тоже самое могу сказать про Sex Pistols и The Clash, если обратиться к панку, к которому меня иногда причисляют.

А из более поздних музыкальных веяний, что зацепило?

Последние годы я много и с упоением слушал электронную музыку. Не могу сказать, что залез в какие-то дебри, больше то, что было на поверхности. Например эксперименты Мадонны на этом поприще, старый Daft Punk и Infected Mushroom. Но если говорить о последних, то тут мне они были интересны еще и с профессиональной точки зрения. На тот момент мне хотелось уметь синтезировать драм'н'бэйс не хуже, чем они. Я потратил на это обучение месяцы, если не годы. И в итоге, это прошло впустую, так как этого уже никто не делает. Но пять-семь лет назад, мне это было интересно, однако не могу сказать, что у этого есть какое-то отражение в материале "Ногу Свело!". Это просто как-то всё перемололось, создало собственную среду в башке, которую я называю "чёрный ящик" и не более того.

Сейчас я стараюсь впитывать уже новые веяния, вот учусь в Нью-Йорке у музыкальных сообществ, делаю с ними видео, осваиваю интернет-среду. Следите этой за новостями "Ногу Свело!" и увидите много наших экспериментов перед выходом нового альбома.

Однажды вы сказали, что своей песней "Наши юные смешные голоса" вы хотели "сделать красивый жест и закрыть всё", но потом отмели эту мысль. Что имеется ввиду?

Я хотел заявить о том, что "Ногу свело!" больше не существует. Но у меня очень развит инстинкт самосохранения, который играет порой со мной злую шутку.

Пять причин посетить Metro On Stage в Строгино

1 Десятка разноплановых молодых исполнителей, отобранных из 900 претендентов благодаря выбору читателей и экспертного жюри.

2 Три маститых хедлайнера: "Пилот", "Ундервуд" и Ольга Кормухина.

3 Шикарное место проведения – на пляже Москворецкого парка в Строгино.

4 Множество активностей, мастер-классов и возможность примерить на себя роль настоящего рокера в соревновании по культовой игре Guitar Hero.

5 И всё это абсолютно бесплатно.

Начиная с мая молодые музыканты со всех уголков России присылали свои треки в надежде принять участие в Metro On Stage – многие не в первый раз. И это неудивительно, ведь фестиваль стал стартовой площадкой для многих групп. В этом году газета "Ведомости" включила Metro On Stage в шорт-лист лучших музыкальных событий Москвы.

Из 900 участников мы отобрали сотню лучших. Вскоре опубликуем имена финалистов, которых выбрало жюри. Именно эти коллективы выступят 9 сентября на уникальной сцене на воде в Москворецком парке в Строгино. Хедлайнерами фестиваля, проводимого при поддержке Департамента культуры города Москвы, станут известные группы "Ундервуд" и "Пилот", а также Ольга Кормухина.