В Сети состоялась премьера фильма "Почти знамениты" / Military Wives, в котором одну из главных ролей сыграла известная актриса Кристин Скотт Томас. Metro удалось встретиться с ней и расспросить про детство, усталость от профессии и страх старения.

Фильм "Почти знамениты" – это лирическая комедия, основанная на реальных событиях и рассказывающая о хоре, который организовали супруги военных. Скотт Томас играет в картине дирижёра любительского хора, и, как выяснилось, эта роль оказалась очень близкой актрисе, чей отец служил в армии.

Вы раньше бывали в военных городках?
Конечно, я помню из детства череду подобных военных баз. Мы снимали на натуре, на севере Британии, и меня сразу поразило, что эти домики для военных совершенно не изменились. То же спартанское убранство, те же безликие камины, сделанные по шаблону. Я, по большому счёту, играла собственную маму, только полвека назад.

Ваш отец, кажется, служил пилотом военной авиации?

Верно. Когда мне было всего пять лет, он разбился у побережья Дорсета. Мама через несколько лет снова вышла замуж, и снова за пилота. Он тоже погиб, когда мне было 11 лет. Я совершенно точно понимаю, каково это - иметь в семье человека, который принадлежит своей стране больше, чем семье.

Вам было комфортно снова оказаться в этой атмосфере?

Если честно, нет. Не зря, всё же, я не возвращалась туда с 1966 года.

История с реальным женским хором солдатских жен не сходила с газетных полос в свое время. Вы тоже следили за их судьбой?

В то время, я как раз жила во Франции, и если честно, пропустила и саму историю и сериал BBC, так что я начала работать уже со сценарием, и не отвлекалась на всё остальное. Но мне было очень интересно встретиться с этими женщинами в Лондоне, на премьере, и получить их одобрение.

Почему эта лента актуальна именно в этом году?

"Почти знамениты” рассказывает о женщинах, которым очень нелегко и они живут в своего рода изоляции. Они ждут мужей, которые воюют в Афганистане, и им необходимо дать выход стрессу и трансформируют его в творческую энергию, и так они решают создать хор. Сейчас, когда люди оказались в очень напряженной ситуации, им стоит помнить, что надо, как никогда, ценить личные связи и общаться друг с другом, хотя бы по “Зуму” или с соблюдением мер дистанцирования. Это кино, все же, очень духоподъемное!

Несколько лет назад вы задумывались над уходом из кинематографа. Почему вас навещали такие невеселые мысли?

Мне просто надоело сидеть в стуле гримера и притворяться кем-то другим в кадре. Устала.

Может, вам просто не попадалось интересных сценариев?

Я бы не сказала. Я давно уже устала и мне скучно, но даже в эти годы я снялась в нескольких классных фильмах. Потом я взяла перерыв и решила поработать в театре. Это дало мне энергию для перезарядки. Поэтому, когда Салли Портер позвала меня сняться в “Вечеринке”, у меня были на неё силы, и я решила снова посниматься. Потом сразу случились “Темные времена, отменный фильм Джо Райта, за который Гари Олдман получил свой первый “Оскар”.

Кажется, у вас есть все возможные награды, кроме заветного “Оскара”. Вам не кажется это несправедливым?

Сейчас уже нет, я перегорела. Я была однажды номинирована на “Оскара”, за “Английского пациента”. Когда я проиграла, то мне муж положил на колени шкатулку с сюрпризом, ювелирным украшением. И камеры зафиксировали мое радостное лицо, хотя казалось бы, в том момент я должна была выглядеть расстроенной. Как вы заметили, у меня уже столько этих наград, что “Оскар” особой погоды не сделает. Лет 20 назад он был бы сильно кстати, но сейчас мне нечего доказывать себе или коллегам по цеху.

Как красивая женщина, работающая в кино, вы не боитесь возраста?

Нет, я замечательно смотрюсь к седыми волосами. Годы мне к лицу, я совершенно не боюсь старости.

Многие женщины жалуются, что им сложно найти работу в кино после 35 лет. Вы, кстати, являетесь билингвальной актрисой, кроме английского, у вас и французский как родной. Наверное, это повышает ваши шансы на продолжительную карьеру?

Я думаю, во Франции легче женщинам за 40. Посмотрите на Катрин Денёв, Изабелль Юпер. Но у нас, в Британии, есть Ванесса Редгрейв, Джуди Денч, Хеллен Миррен, так что не все так плохо. Но если учесть, что рынок французских фильмов куда меньше, а Катрин Денёв по-прежнему снимает по 2 фильма в год, я бы вышла на пенсию во Франции.

Почему по Франции другая ситуация?

Другое отношение к женщинам, видимо. Там не боятся морщинок, они их, наоборот, приветствуют. Женщины в возрасте – это элегантность и мудрость, и есть аудитория, которая ходит на интересные фильмы с ними. А в сценариях мне то и дело предлагают партнёров, которые гораздо моложе меня меня по возрасту. Я не жалуюсь.

Хелен Миррен, кстати, как-то сказала, что завидует вашей карьере, и вашей возможности работать на двух языках, и что она мечтала бы поработать по Франции, но мешает языковой барьер...

Трава всегда зеленее на газоне у соседа! (смеётся). Думаю, Хелен не о чем жаловаться, у неё такая прекрасная карьера по обе стороны Атлантики! Я, наоборот, завидую ей. Она, в основном, играет королев, а мне достаются чьи-то жены.

Кстати, где вам больше нравится сниматься, в Англии или во Франции?

Мне нравятся небольшие коллективы, я там чувствую себя счастливой. Чем больше проект, тем больше это похоже на фабрику. "Почти знамениты", всё же, независимый фильм. Тут внимание уделяется всем, даже каждому члену массовки. Но я всё-таки предпочитаю французские съёмки. Там работают человек тридцать максимум. Ты всех знаешь по именам, и чувствуешь себя частью семьи. На “большом” фильме невозможно почувствовать себя частью армии в 3 тысячи работников. Это уже персонал кинозавода. Дай Бог, запомнить имена ассистентов и партнёров по кадру, помимо сценария!