Шоу-бизнес

Гузель Яхина: в "Зулейхе" звучит голос большой истории

Автор бестселлера "Зулейха открывает глаза" высоко оценила экранизацию
Гузель Яхина: в "Зулейхе" звучит голос большой истории
Постеры к сериалу "Зулейха открывает глаза". Фото "Россия -1"
Постеры к сериалу "Зулейха открывает глаза". Фото "Россия -1"
Постеры к сериалу "Зулейха открывает глаза". Фото "Россия -1"
Постеры к сериалу "Зулейха открывает глаза". Фото "Россия -1"
Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза". Фото "Россия -1"
Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза". Фото "Россия -1"
Кадр из сериала "Зулейха открывает глаза". Фото "Россия -1"
Постеры к сериалу "Зулейха открывает глаза". Фото "Россия -1"1/6

Автор романа "Зулейха открывает глаза" Гузель Яхина осталась довольна её экранизацией, показ которой стартовал на канале "Россия-1".

    – Есть важные вещи, которые мы сразу оговорили с режиссёром Егором Анашкиным, и в финальной версии они были соблюдены: в картине звучит голос большой истории, – сказала она на пресс-конференции сериала. – Это не просто драма двух любящих людей на фоне таблички "ГУЛАГ", а история всех людей, находящихся вокруг них. В нашем проекте высокий уровень художественных решений, ведь в романе был заложен мифологический пласт, и здесь имеет значение всё: бюджет, режиссёрская, операторская и актёрская мысли. Я хотела, чтобы роман получился не учебником по истории, а художественным произведением. Мне кажется, и в фильме всё это соблюдено.

В центре романа – крестьянка из татарского села Зулейха, на чью долю выпадают жесточайшие испытания 1930-х годов: раскулачивание, потеря мужа, ссылка в Сибирь. Главную роль в сериале играет Чулпан Хаматова.

 – Это произведение окунуло меня в детство, – призналась актриса. – Читая первую часть с подробным описанием предметов быта, кувшинов, покрывал, я ощутила ностальгию и вдруг поняла, что всё это мои корни, о которых так просто забыть в Москве, то, что соответствует моей самоидентификации. Конечно, в ходе работы над ролью я читала комментарии, посвящённые этой книге. Увидела большое количество споров, которые произведение вызывает. Это подтолкнуло меня прочитать роман моего дяди о коллективизации, где он описывает нашу бабушку, чьё имя также было Зулейха. Узнав его точку зрения, я поняла, что для каждого коллективизация была своя и нет однозначного взгляда на события тех лет… У меня был сильный спор с героиней – её развитие от начала, некоей бессловесной, послушной жены, к героине, которая сама принимает решения. Это начало мне не сразу удалось.

Одного из центральных персонажей в проекте – доктора Лейбе, который разделяет с Зулейхой тяготы ссылки, – играет Сергей Маковецкий.

– Когда получаешь роль, сразу начинаешь примерять на себя, – признался актёр. – Я не читал романа, но, когда получил сценарий, сразу спросил режиссёра, почему именно доктор Лейбе? Мне хотелось сыграть отрицательного персонажа. Но Егор нашёл очень правильные слова, увлёк меня темой и направил на этого персонажа. Я подумал, как интересно сыграть героя, который находится в определённой капсуле, мире, но при этом не показать, что он сумасшедший. Дереализация – очень опасное состояние. Мне было интересно передать не диагноз, а понять, что это такое, как человек видит, слышит, ставит диагнозы, но не замечает, что у него нет запонки, а есть ниткой зашитые рукава. Думаю, на месте Лейбе я бы поступил так же. Если мне делают хуже, я становлюсь терпеливее. Но легко говорить об этом, сидя в мягком кресле.

Роль антипода Зулейхи, красноармейки Настасьи, досталась Юлии Пересильд, которой понадобилось время, чтобы понять свою героиню.

– В тот момент, когда мы стали обсуждать Настасью и склеилась тетрадка роли, я поняла, что я ненавижу её и всё, что она делает, и чем дальше, тем хуже, – рассказала актриса. – Мы хотели, чтобы она была огневая, но чем больше мы заходили на территорию её витальности, тем больше отторжения она вызывала. Надо сказать, что это очень трудная роль. Она женщина Революции, эта героиня не просто начиталась плакатов, она на этом выросла. Настасья уверена в своей правоте, настойчиво думая, что она это делает для лучшего. Это яркий представитель поколения, системы.