Шоу-бизнес

Где это видано: в России прошел первый фестиваль телесериалов

Лучшим проектом стала комедия про 90-е
Где это видано: в России прошел первый фестиваль телесериалов
Где это видано: в России прошел первый фестиваль телесериалов
Кадр из сериала "90-е. Весело и громко". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из сериала "90-е. Весело и громко". Фото Предоставлено организаторами
Ян Цапник в сериале "90-е. Весело и громко". Фото Предоставлено организаторами
Роман Курцын в сериале "90-е. Весело и громко". Фото Предоставлено организаторами
Кадр из сериала "90-е. Весело и громко". Фото Предоставлено организаторами1/3

В Иванове завершился первый национальный фестиваль сериалов “Пилот”. Событие оказалось и светским, и социальным - и позволило узнать, каким будет российское телевидение в этом сезоне.

Светским - потому что собрало людей, олицетворяющих наш телеэкран: от актрис новейших сериалов Анны Котовой и Ольги Сутуловой до Валерия Тодоровского и Михаила Пореченкова. Причем последний, когда открыл внеконкурсный показ “Ликвидации” на городской площади, стал причиной настоящего народного столпотворения. А социальным фестиваль стал, потому что в конкурсе оказалось целых двадцать сериалов, исследующих самые разные стороны нашей жизни и предназначенных для самых разных зрителей. Лучших актеров, актрис, сценаристов, продюсеров и режиссеров пилота выбирало профессиональное жюри, но судьба главного приза - “Пилота года” - оказалась в руках жителей Иванова и гостей фестиваля.

Поэтому “Пилот” стал своеобразным экспериментом и сделал то, с чем не всегда точно справляются телерейтинги. Зрителям показали совершенно неоднородные сюжеты - сатиру на коррумпированную власть в духе Салтыкова-Щедрина и снятые по-американски мрачные детективы; забавную фантастику с вампирами и авантюрные романы о Первой мировой; почти эротические драмы об изменах и трогательные истории о семье; триллеры о терроризме и комедии о дружбе народов; ностальгические мюзиклы и криминальные боевики. Часть этих пилотов будет сражаться за внимание публики, привыкшей к голливудской драматургии и предпочитающей продвинутый Интернет традиционному телеэкрану. Часть рассчитана на зрителей постарше, которые и так уже доверяют российским сериалам. Но благодаря народному голосованию в Иванове удалось выявить тему и интонацию, одинаково важные для всех. Победил сериал “90-е. Весело и громко”. Так что общенародной темой стоит считать ностальгию по эпохе решительных перемен, полных и романтических надежд, и адреналина. А близкой всем интонацией - радостную легкость: слушать истории про ужасы 90-х зрителю надоело (ужасов хватает и в новостях), поэтому в сериале герою только и делают, что поют и шутят.

К тому же, сюжет придуман так, что в ансамбле персонажей каждый зритель найдет, за кого переживать. В кричаще роскошном ресторане, который держит бандит в малиновом пиджаке (как всегда трогательный Ян Цапник) волею случая собирается пятеро музыкантов. Один из них - только что вернувшийся со службы десантник (забавная комедийная роль обычно брутального и серьезного Романа Курцына). Два других - студенты-приятели, не признающие авторитетов ни в музыке, ни в тех самых малиновых пиджаках ( очень органичные молодые артисты Егор Трухин и Филипп Ершов). Вокалистка - не сумевшая поступить в консерваторию певица из провинции (Стася Милославская из школы-студии МХАТ). А самый взрослый участник этой нелепой рок-банды - противный, но принципиальный преподаватель из той самой консерватории (актер Дмитрий Никулин, способный делать харизматичными даже отталкивающих героев).

Другими словами, это история про пост-советских “бременских музыкантов”: про то, как шутка и песня помогают пережить тяжелые времена; про энтузиазм и упрямство юности; про желание впитывать в себя все, что происходит в мире - ведь герои слушают и играют не только русский рок, но и хиты от Фредди Меркьюри и Курта Кобейна. Забавно, что мнение ивановских зрителей совпало с мнением жюри: комедийный мюзикл “90-е. Весело и громко” получил от него приз за режиссуру. Премьера народной, но профессионально сделанной комедии состоится на СТС.

Среди других триумфаторов фестиваля - Елизавета Боярская и Юрий Стоянов, взявшие награды за актерские работы. В сериале “Ворона” Боярская изображает сыщицу, который приходится не только охотиться за маньяком, но и выживать в волчьей стае коллег-мужчин. Это детектив в духе американских телевизионных драм новой волны, в которых не просто утверждается равенство женщин и мужчин, а переосмысливается само понятие пола. Жертва маньяка - фотограф, наряженный в платье. Главная героиня - девушка, решительно отказывающаяся от социальной роли, которую навязывают ей и семья, и коллеги. На нашем телевидении эта “Ворона” однозначно белая: сложно поверить, что такой настоящий детектив выйдет на НТВ. Но он выйдет.

А Юрия Стоянов в образе доброго вампира, живущего среди людей не один век, - это одновременно и самое трогательное, и самое уморительное из зрелищ “Пилота”. Сериал “Вампиры средней полосы” выйдет в онлайн-кинотеатре Start.ru, поэтому он может позволить себе гораздо больше, чем эфирные телепроекты - будьте готовы и к ведрам (и это не метафора) крови, и к откровенным сексуальным сценам. Однако посыл у этой истории тоже сентиментальный и ностальгический: ее главными фанатами станут те, кто смотрел “Ночной дозор” Тимура Бекмамбетова и читал “Проблемы верволка в средней полосе”  Виктора Пелевина. А еще сериал немного напоминает культовую комедию “Реальные упыри”. Где-то в заснеженной Твери тихо-мирно существует диаспора вампиров, на которую падает подозрение в убийстве людей. Поскольку нарушение векового договора между светом и тьмой чревато войной, несчастные добропорядочные упыри начинают собственное расследование.

В первой серии этого фэнтези-детектива есть момент, когда герой Стоянова, увидев, что уборщица помыла пол в коридоре, пытается взлететь - чтобы не наследить. И поскольку он не летал уже лет сто и успел нагулять вес, то сеанс левитации превращается для него в неуклюжий подвиг. Фестиваль “Пилот” проделал похожий фокус со всеми российскими сериалами: показал, что они легки на подъем, могут перевозить зрителей по самым экзотическим направлениям и не боятся ни политической погоды, ни экономической турбулентности. И вообще, полет - нормальный. Оказывается, даже те из нас, кто давно и прочно сидит на западных сериалах, несколько раз в год могут смело включать российское ТВ,