Александр Зацепин родился в Новосибирске в семье врача и учительницы русского языка. Когда отца будущего композитора репрессировали, матери пришлось одной растить сына. Чтобы как-то занять мальчика, она записала его на акробатику, но в школьные годы раскрылся настоящий талант Александра – музыкальный.

Подростком он паял ламповые приемники, чтобы послушать недоступный зарубежный джаз. Александр даже собрал небольшой домашний оркестр, а уже во время обучения в институте инженеров железнодорожного транспорта юноша придумывал новые звучания известным мотивам. В 1945 году из вуза его отчислили, Александр попал во взвод будущего артиста Евгения Матвеева и, по его совету, принял участие в армейской самодеятельности. Так он наконец определился, кем хочет стать, и после армии устроился концертмейстером в Новосибирскую филармонию.

Зацепин выпустился из алма-атинской  консерватории в 30 лет, потом работал музыкальным оформителем на студии "Казахфильм". Сочинённая мелодия к картине "Наш милый доктор" стала для Александра билетом в Москву, но настоящий успех был ещё далеко – в начале приходилось играть на аккордеоне в столичных ресторанах.

Легендарный тандем с Гайдаем

Александр Зацепин продолжал создавать музыку для мультфильмов, коротких метров и документалок. В творческих кругах стала популярна мелодия, написанная им для казахского исполнителя Ермека Серкебаева. Однажды жена режиссёра Леонида Гайдая Нина Гребешкова дала послушать мужу "Надо мною небо синее" Зацепина. От Гайдая как раз тогда ушел композитор Никита Богословский. Режиссер не сразу проникся творчеством неизвестного ему автора, для своих фильмов он хотел бодрую и эксцентричную музыку, но все же дал Зацепину шанс.

Так и родились культовые хиты: вместе с поэтом Леонидом Дербеневым Зацепин написал "Песенку о медведях" для "Кавказской пленницы", "Песню про зайцев" и "Остров невезения" для "Бриллиантовой руки", "Есть только миг" для "Земли Санникова", всем знакомые шлягеры для "Иван Васильевич меняет профессию". Однако без конфликтных ситуаций не обходилось.

Например, Наталья Варлей рассказывала, что Гайдай поручил ей исполнять "Песенку о медведях", но Зацепин в последний момент решил, что петь будет Аида Ведищева. Сам Александр Сергеевич объяснял, что изначально записалась Ведищева, только потом Гайдай предложил исполнение Варлей, победила в итоге профессиональная певица.

Две музы композитора

В середине 70-х у Зацепина была собственная звукозаписывающая студия, хорошо известная среди популярных артистов. Услышав о талантливом композиторе, Алла Пугачева захотела с ним сотрудничать, вместе они создали такие песни, как "Любовь одна виновата", "Волшебник-недоучка", "Куда уходит детство", "Песенка про меня", "Этот мир". Однако фильм "Женщина, которая поет" их рассорил.

Пугачёва предложила Зацепину использовать песни некого Бориса Горбоноса, позднее стало ясно, что за таинственного автора-инвалида выдавала себя сама Алла Борисовна. Подтолкнул выдумать эту легенду её бывший муж и продюсер Александр Стефанович. Нарушение авторских прав привело к большому конфликту.

Зацепин прекратил сотрудничество, однако позже признался, что не сердится на Пугачеву.

"Я не держу зла, просто были слухи, что это написал инвалид, а Зацепин не хочет писать его фамилию. Но я-то знал, что это Алла и не выдавал ее. Я ходил как оплеванный. Даже редактор тогда перестал со мной здороваться", —пожаловался композитор в программе "Привет, Андрей!" канала "Россия 1".

Татьяна Анциферова стала новой исполнительницей, прославившей шедевры Зацепина: многим полюбились "Ищу тебя", "Звездный мост" и "Мир без любимого" для фильма "31 июня". Правда, хитами песни стали не сразу, ведь премьера фильма была в неудачное время, 31 декабря в семь вечера, когда все увлечены домашними хлопотами. Картину положили на полку на восемь лет, а Зацепин уехал во Францию.

В 80-е журналисты ругали композитора, как эмигранта, хоть он и не менял гражданство. В песне "Есть только миг" критики разглядели пошлость. Более того, Министерство иностранных дел запретило Зацепину сотрудничать с американской компанией. В 1986-м Зацепин вернулся в СССР, снова писал музыку к кинофильмам и создал для Марины Хлебниковой композицию "Дожди".

Личные трагедии

Со своей первой женой Ревмирой Соколовой Зацепин встретился ещё в Новосибирске. После свадьбы выяснилось, что Ревмира беременна от другого мужчины. Супругу Александр Сергеевич не бросил, удочерил ее ребенка, искренне полюбил девочку, но та вскоре умерла от болезни желудка.

Ревмира тяжело переживала потерю, но в 1951 году у пары родился сын Женя. Соколова была неверна Зацепину, они разошлись, и композитор выплачивал бывшей супруге огромные алименты, радуясь, что может видеться с сыном. Увы, Евгений прожил всего 24 года, у него был рассеянный склероз. Для Зацепина его смерть стала сильным потрясением.

Второй брак композитора сложился удачнее, с пианисткой Светланой он прожил почти 30 лет, их дочь Елена окончила МГИМО и переехала в Швейцарию. Но случилось новое горе – в 47 у Светланы произошёл разрыв аневризмы.

Женщина умерла неожиданно: из-за резкой головной боли потеряла сознание, прибывшие врачи не смогли ей помочь. Зацепин вспоминает любимую жену со слезами – никогда больше не встречал кого-то настолько добросердечного.

Тем не менее, он всё же женился в третий раз, во Франции встретил очаровательную Женевьев. Вот только характер у француженки оказался непростой, композитор так и не сумел с ней ужиться. Уже в России Александр Сергеевич познакомился с женщиной, которая, как и его вторая супруга, была пианисткой, более того, её тоже звали Светлана. Она стала последней женой композитора, прожила с ним больше 20 лет, и в 2014 году скончалась от рака поджелудочной железы. Потом последовала новая беда – Зацепин попал в автомобильную аварию и сильно пострадал. К счастью, у него хватило сил восстановиться и даже продолжить заниматься спортом.

После пережитых потерь композитор признавался, что сам смерти не боится и видит её, как избавление. Его спасает музыка – Александр Сергеевич по-прежнему готов создавать прекрасное и радовать слушателей.