31 августа на экраны страны выйдет фильм – “Гоголь. Начало”.  Это тот случай, когда фильм ещё не вышел, но уже успел наделать много шуму среди кинокритиков и получить престижную американскую премию. Почему стоит его увидеть и чем этот проект удивителен, об этом мы поговорили с Евгением Стычкиным, исполнившим роль следователя полиции села Диканька – Бинха.

Когда вы впервые посмотрели отснятый материал проекта “Гоголь”?
В июне на “Кинорынке” в Сочи, который открылся за день до "Кинотавра". Его очень хорошо приняли. У меня не возникло ни одного вопроса к фильму. Жалею, что не посмотрел его раньше, тогда бы смог следить за реакцией зала, а я в момент показа был зрителем, не создателем. Единственное, что меня выгодно отличало от остальных зрителей, – я точно знал, чем всё закончится. Хотя с Егором (Барановым, режиссёром – прим. ред.) ни в чём нельзя быть уверенным. Это такой человек, который может всё перемонтировать в последнюю минуту.

Часто бываете на “Кинотавре”? 
Я уже 20 лет езжу на фестиваль. Раз пять всего пропустил.

Зачем?
“Кинотавр” – это профессиональный смотр, слёт людей, которые занимают ведущие позиции в нашем киномире. Очень важно, чтобы профессиональное сообщество имело возможность общаться не только во время работы, где все закрыты и сильно распределены по своей иерархической лестнице. На работе мы все немного как бы против друг друга: артисты хотят убедить окружающих что они лучше всех и только их нужно снимать, режиссёры что им не дают делать то что они хотят , продюсеры полагают, что все хотят от них только денег . А на самом деле все хотят одного и того же – снимать хорошее кино. Только на фестивале представители киноиндустрии могут смотреть друг на друга открытыми глазами, ничего друг от друга не требуя, а просто получать удовольствие от общения. И из этого общения рождаются новые идеи, новые фильмы, новые сценарии, новые союзы или просто прекрасные веселые вечера.

Знаете, в рекламе часто используют эту фразу: “Такого ещё не показывали”. Мне кажется, про все проекты Александра Цекало и Валерия Федоровича так можно сказать. Про “Гоголя” – точно! Согласны?
На все 100! Такого не показывали и главное – так не показывали. В нашем кинобизнесе появилось уже какое-то количество качественных проектов, способных составить конкуренцию западным. Но так оборзеть, чтобы показать несколько частей проекта, как самостоятельные полноценные законченные фильмы в кинотеатрах в течение нескольких месяцев!.. Никто до этого ещё не дошёл. Видимо, на это способны только Цекало и Федорович.

И с какой стати зрители должны выложить свои кровные деньги и смотреть все части в кинотеатре, если можно дождаться и скачать потом всё с торрентов?
Любое хорошее кино нужно смотреть на большом экране. Мы работали над тем, чтобы вы получили удовольствие от качества звука, изображения… В зале вокруг люди, и ты слышишь их реакцию, иначе воспринимаешь фильм, сопереживаешь вместе с другими зрителями. Во время показа происходит обмен энергиями. Это как посмотреть на улыбку “Мона Лизы” в Лувре. Или вам тоже достаточно загуглить и глянуть на расплывчатое изображение на экране? Или зачем забираться на Джомолунгму, когда можно посмотреть фотографии  восхода с вершины в Интернете? Для меня это равнозначно. Недаром придумали кинотеатры повторного фильма. Люди уже смотрели “Касабланку”, но хотят её увидеть ещё раз в кино, не потому что там спецэффекты, как в “Трансформерах”, а потому что это ни с чем несравнимое удовольствие. Считайте, что если вы смотрите дома на компьютере, или, не дай Бог, на телефоне, то вы лишаете себя 80% удовольствия.   

Какие зарубежные фильмы и сериалы вы посмотрели в последнее время? Что понравилось, к чему хочется вернуться и еще раз пересмотреть?
Английский мини-сериал “Национальное достояние”. С сыновьями мы смотрим “Викингов” и “Острые козырьки”.

А какое у вас отношение к российским сериалам? Вы верите, что отечественный продукт наконец начал дотягивать до зарубежного?
Если раньше, включая HBO, в России думали: “Было бы у нас столько денег, мы бы тоже что-нибудь крутое сняли”, то сейчас все поняли, что это вопрос не столько денег, сколько отношения к материалу и работе.  В российской сериальной продукции многое изменилось. Есть несколько проектов, не уступающих западным сериалам. Остался единственный сдерживающий фактор – политкорректность. Из-за чего материал часто страдает. У нас деревянные рамки, в которые приходится втискиваться. И зачастую в эти рамки не проходит что-то вполне безобидное, а пошлые вещи, которые надо было бы убрать, пролезают. Фиговые листочки и жеманство вызывают у детей ощущение искусственности, ребёнок понимает, что его обманывают. Убеждён, что слышать с экрана слово "приедь" или "залазит" гораздо вреднее, чем мат или голая задница. Важна честность в работе с материалом. Но если продюсер не кастрирует фильм, то его покажут по телевизору только после одиннадцати вечера, то есть его увидят лишь три с половиной человека. С другой стороны, по сравнению с американским и британским свободным телевидением, мы – молодая система. У нас всё ещё будет, дайте нам время.    

Вас фигура Цекало привлекла в “Гоголе”? Когда он предложил роль, вы уже знали, что в сериале будет играть Олег Меньшиков?
Сначала был голый замысел. Мы были с Цекало в приватной обстановке, говорили о другом. И вдруг Александр отвёл меня в сторону и за две минуты объяснил, что будет снимать мега историю. Гоголь, которого сыграет Саша  Петров, приезжает в Диканьку, встречает меня, кто я, не очень понятно, и мы расследуем страшные убийства. Снимать будет Егор Баранов. Мистика! Готика! Кровь! Всё. Больше я ничего не знал. Но тут же согласился. И не пожалел.

Умеет Цекало убеждать!
Да меня не надо было убеждать! Он горел этим проектом. По тому, что он рассказал, мне уже стало понятно: будет здорово! С творческими людьми ничего нельзя планировать, от них ничего нельзя ждать, получится всё ровно наоборот. Единственный критерий, по которому стоит выбирать проекты, – это люди, с которыми ты готов работать. Такая компания меня устраивала.  

Вы уже работали с Меньшиковым?
Да, коротко в “Золотом телёнке”. В “Гоголе” у нас с ним мало общих сцен.

Расскажите немного о съёмках, ведь каждый съёмочный процесс – это маленькая жизнь, как мне кажется.
Мы снимали в Пушкинских Горах в Псковской области. Жили рядом с усадьбой Пушкина, вместе завтракали с видом на чудесные осенние дали, потом проводили весь день по колено в диканьковской грязи, вечером парились в бане, пили водку и закусывали дичью. По утрам я бегал по тем же аллеям, по которым Александр Сергеевич скакал двумя веками ранее и смотрел на туже реку с того же холма. Т Сергей Бадюк по два-три часа в день занимался тескао (тибетское единоборство – прим. ред.). Я присоединился к нему. И подсел. Видимо, следующие десять лет я потрачу на это.

Как вам Петров в роли Гоголя? Все же будут говорить, что он не похож на Николая Васильевича.
У Гоголя был длиннее нос, он был выше ростом! Всё это мы вскоре услышим. Петров прекрасен в роли Гоголя! Учитывая специфику картины, похож он или не похож, вообще не имеет никакого значения. Это же художественный вымысел, а не документальный фильм.

Уверена, что когда проект выйдет, он вызовет бурную дискуссию в обществе, в том числе и обнажёнка в кадре.
А что, разве Гоголь не раздевался? Никогда? За всю жизнь? То, что у него не было детей, не означает что Николай Васильевич был девственен.

После выхода трейлера “Гоголя” тут же окрестили русской “Сонной лощиной” Тима Бёртона, что вы об этом думаете?
Будут сравнивать ещё с сериалом Penny Dreadful (несколько переводов: “Страшные сказки”, “Грошовые сказки” – прим. ред.) с Евой Грин. Есть жанр – готический триллер. Он предполагает определённый цвет, свет, звук, музыку, кровь. Да-да, кровь должна по цвету отличаться, не должна выглядеть реалистично. Баранов снял жанровое кино, за которое редко у нас в стране берутся и которое ещё реже получается. Снимать вообще кино проще. А вот снять жанр и нигде из него не вывалиться – это трудно. Сравнения с “Сонной лощиной” – это лестно. Значит, все получилось.

Знаете, я вот посмотрела пилот, но так и не поняла, ваш персонаж Бинх – противоречивая фигура, он антагонист?
И да, и нет. Я не могу пока отвечать на этот вопрос, мой персонаж – такой, какой есть. (Улыбается.)  Фильм детективный, и это не простая конструкция. Постмодернизм. Мы то идём в ногу с Гоголем, то расходимся с ним, нагло переворачивая всё повествование с ног на голову. Приходите в кино, это точно поможет пазлу сложиться (Смеётся).

Как создавали образ? Почему Бинх в парике?
Он не в парике, это его собственные волосы. Мне очень нравится этот образ. Я прожил с ним больше года, мне жалко с ним расставаться. Мой персонаж лев, поэтому у него такая причёска. Он уверен в себе, опасен, благороден, порой безжалостен.

Мне показалось, что это своего рода сатира на чиновников?
После первой сцены может создаться такое впечатление. Но нет. Вам нужно посмотреть дальше. Зритель ждёт , что в фильме с таким названием появятся гоголевские чиновники. Это нормально. Но невозможно усидеть на двух стульях: или ты показываешь картину Малороссии XIX века, или создаешь свой мир. Мы выбрали второе. Наш мир крутой, и его нельзя сравнивать с реальным. Поэтому не надо проводить никаких параллелей. Эстетика и визуальное решение было для нас важнее, чем правда. Оно и стало нашей правдой.    

В сериале есть ряд экшен-сцен. Трюки делали сами? Или дублёр?
Всё, что вы увидите в сериале, я делал сам. Знаю, что артист должен слушать постановщика трюков. Тут не вопрос в смелости. Если подвернёшь ногу во время прыжка, на неделю остановят съемки. Но сабли, кони, пистолеты – это моё.


О проекте "Гоголь"

Впервые в мире весь сериал будет показан в кинотеатрах. Начиная с 31 августа с периодичностью в месяц выйдут четыре фильма – по два эпизода в каждом: 1. "Гоголь. Начало". 2. "Гоголь. Заколдованное место". 3. "Гоголь. Вий".
4. "Гоголь. Страшная месть".

По мотивам произведений Гоголя начиная с 1907 года снято 67 картин, о нём самом – ещё 12, однако ранее не было фильмов с сюжетом, где биография автора переплетается с судьбой его персонажей.

Сюжет "Гоголь. Начало":
Первая половина XIX века. Близ полтавского села Диканька происходят жуткие и загадочные убийства. К их расследованию привлекают знаменитого следователя Якова Петровича Гуро (Олег Меньшиков). За несколько дней до отбытия из столицы в богом забытую деревню, Гуро знакомится с молодым писарем Николаем Гоголем (Александр Петров), который помогает ему раскрыть убийство знатной дамы. Заинтригованный странными обмороками и видениями Гоголя, Яков Петрович берет Николая Васильевича с собой в Диканьку и, как покажет время, не напрасно… Гостей в Диканьке встречает главный местный сторожил - следователь местной полиции Бинх (Евгений Стычкин), чей образ провинциального бюрократа наталкивает на мысль о том, что человек он простой и добродушный. Но Бинх не так прост, как может показаться на первый взгляд... Вместе им предстоит вступить в смертельную схватку с неведомой силой, а юному Гоголю встретить свою первую любовь и написать одну из самых удивительных книг в истории русской литературы.

Об образе Гоголя
О гоголевской бледности ходят легенды. Чтобы её добиться, на грим Александра Петрова каждый день уходило около двух часов. Усы Гоголя актёр отрастил сам за 2 месяца.

Кого ещё увидим
Помимо самого Гоголя (Александр Петров), в фильме также появится Александр Сергеевич Пушкин (Павел Деревянко). Следователя Гуро, собирательный образ, играет Олег Меньшиков, а Таисия Вилкова и Артем Ткаченко сыграли семью Данишевских, живущую вдали ото всех в селе Диканька. Также в съёмках приняли участие Евгений Стычкин, Ян Цапник, Евгений Сытый и Юлия Франц.
 

Где снимали

Для съёмок в Псковской области была полностью отстроена деревенская натура села Диканька. В съёмках массовых сцен приняли участие более сотни псковчан.