Шоу-бизнес

"Это нелепость и абсурд": эксперт высказался о новых правилах для картин, претендующих на "Оскар"

Правила для номинирования изменятся с 2024 года
"Это нелепость и абсурд": эксперт высказался о новых правилах для картин, претендующих на "Оскар"
"Это нелепость и абсурд": эксперт высказался о новых правилах для картин, претендующих на "Оскар"
По новым правилам актёрский состав «Титаника» не прошёл бы проверку этнического разнообразия. Фото kinopoisk.ru

На официальном сайте американской киноакадемии появились новые правила для картин, претендующих на премию "Оскар" в категории "Лучший фильм".

Согласно обновлённому регламенту, номинанты на главную кинонаграду начиная с 2024 года должны соответствовать определённым нормативам, которые  разработаны с тем прицелом, чтобы на экране и вне его были одинаково представлены все категории киноаудитории.  

Время перемен
"Пришло время для изменений, – говорится в сообщении на сайте. – Мы объявляем новые стандарты репрезентативности и инклюзивности, которым необходимо будет соответствовать для категории "Лучший фильм", начиная с 96-й премии "Оскар".
На практике эти стандарты означают, что создатели кинополотен должны следить за национальным и расовым составом творческих групп.

Важные проценты
Всего академики разработали 4 стандарта. Продюсеры, мечтающие отхватить заветную статуэтку, должны соблюсти как минимум два из них. Выбор, как говорится, есть.
Итак, главный герой фильма или один из важных второстепенных героев должен быть темнокожим, азиатом, латиноамериканцем, жителем Ближнего Востока или представителем одной из "недопредставленных" расовых или этнических групп.

Второй стандарт: не менее 30% актёрского состава должны быть представлены женщинами, этническими представителями, членами ЛГБТ-сообщества или людьми с ограниченными возможностями.

Основная тема картины должна касаться расовых, гендерных проблем или проблем людей с ограниченными возможностями.

И, наконец, вне кадра также должно царить  разнообразие: среди стажёров, прокатчиков, руководителей рекламной кампании должны присутствовать по несколько представителей различных меньшинств, а также женщин.
И вот только такой фильм с правильной темой и разнообразным составом может претендовать на уважение и восхищение киноакадемиков.

  • Предпосылки
  • В 2016 году разразился скандал из-за отсутствия чернокожих номинантов.
  • В 2017 году ведущие ошибочно назвали лучшим фильмом "Ла-Ла Ленд", выигравший практически во всех основных номинациях. Но в итоге главный приз достался драме "Лунный свет" о гее-афроамериканце.
  • В 2018 году всё внимание на церемонии было привлечено к количеству женщин среди номинантов.
  • В 2019 году победила южнокорейская социальная драма "Паразиты".

Кирилл Разлогов
президент Гильдии киноведов и кинокритиков России

Введённые стандарты уже и так существовали, но негласно. Какой-либо катастрофы я не вижу – на определённых этапах в культуре устанавливаются различные ограничения. В частности, в советское время у нас были свои ограничения и принципы, которые ценились выше, чем художественные качества.
С точки зрения логики новые стандарты – это нелепость и абсурд, но до 2024 года ещё многое может измениться. Посмотрим, как это будет применяться на практике. Ведь руководство премии эти правила выдало с расчётом на то, что создатели фильмов, которые сейчас запускаются в производство, будут учитывать новые обстоятельства, вводить определённых персонажей и т. д.  
Я думаю, на это в основном отреагирует Голливуд, поскольку американские студии сильнее всего заинтересованы в получении "Оскара".
Для ряда других национальных культур с новыми стандартами могут возникать сложности, потому что введённые нормы имеют прямое отношение именно к американской культуре.
В целом любая цензура сказывается на кинематографе двояко. С одной стороны, она ограничивает свободу художника, с другой – творцы находят возможности обойти эти преграды, и порой цензура даже стимулирует творчество. Будет, наверное, возникать много комичных ситуаций. Безумие свойственно культуре – это один из вариантов такого безумия.