В российских кинотеатрах вышел фантастический боевик "Гемини", созданный в экспериментальном формате – 120 кадров в секунду (вместо привычных 24). Главный герой истории, наемник Генри Броган, обнаруживает, что за ним ведется слежка. Вскоре Генри выясняет, что его противник как две капли воды похож на него самого в молодости. Мы поговорили с режиссером картины Энгом Ли ("Жизнь Пи", "Крадущийся тигр, затаившийся дракон") о любви ко всему новому, об актерском прошлом и о советах, которые он дал бы себе молодому.

Вы уже добились всего, что можно, профессии – кассовый успех, 3 премии "Оскар". Что вас заставляет двигаться вперед?

– У меня нет такого списка: что я должен сделать до того, как выйду на пенсию. Я просто люблю снимать кино и существует так много вещей, которым нужно еще научиться. Я любопытный, ничего не могу с этим поделать. Если я знаю, как сделать какую-то вещь, мне это уже не так интересно. Я даже начинаю психовать. Не знаю, как такое поведение меня характеризует.

Вы всегда были жадным до новых знаний?

– Это касается только кино. Например, мне неинтересны мобильные телефоны. Я их использую, только чтобы звонить. Но, когда дело касается съемок кино – через новую картину я взаимодействую с миром, узнаю новое о жизни, о себе самом. Я доверяю кино больше чем жизни. В фильмах есть смысл. В жизни нет. Когда я смотрю в объектив, то мир становится более привлекательным. .

У Уилла Смита были какие-то сомнения, когда вы решили снимать что-то совершенно новое в "Гемини"?

– Вам лучше его спросить. Мне кажется, что Уилл все осваивает очень легко. Нам очень повезло, что он у нас снимался. Для этого фильма нам нужна была большая звезда – актер, который был известен еще 25 лет назад, и который все еще на слуху. И при этом этот человек должен быть в отличной форме для боевика. Так что нам несказанно повезло с Уиллом. Забавно, что не так давно, пару-тройку лет назад, я видел на Youtube видео, на котором Уилл представлял на Тайвани свой новый фильм. Он стоял на ковровой дорожке и кричал в камеру: "Энг Ли! Ты где? Я старею! Задействуй меня! Я у тебя на родине. Я выследил тебя до самого дома!" И я задумался: "А это интересно...".

Что вас привлекло в "Гемини"?

– Концепция: кто-то сражается с собой молодым. Для меня это кино про взаимоотношение с самим собой – если бы пришлось жить заново, что бы вы изменили. И хотели бы вы получить совет из будущего или бы повторили бы жизнь без изменений. Мы воплотили эту историю в жанре боевика, через экшен. Мы делали жанровое кино и пытались нащупать новую эстетику для формата 3D. Я уже работал с этим форматом, но понимаю, что и не знаю и малой толики возможностей, которые есть в 3D. Работая над "Гемини", я пытался найти новый стиль, новый подход, новую красоту. Пригласить зрителей в иной мир. Это было потрясающе – каждый день открывать что-то новое. И актеры были потрясающие.

Известно, что вы умеете прекрасно раскрывать актеров. Как думаете, почему они вам доверяют?

– Я думаю, что ты должен перед работой хорошо изучить своих артистов, их методику. Когда я приехал в Штаты, я хотел быть актером. Но я не говорил по-английски, поэтому не мог получить роли. Мне пришлось идти в режиссеры. Оказалось, снимать фильмы для меня намного легче, чем играть. Но топ крутых профессий выглядит для меня таким образом: "рок-звезда", "кинозвезда", "режиссер". Так что отчасти я все еще ощущаю себя актером-неудачником. И я очень хорошо чувствую всех актеров.

Вы всегда используете очень сложные технологии. Не хотелось когда-нибудь расслабиться, пойти по пути наименьшего сопротивления?

– Никогда. Я испытываю сомнения в себе по три раза на дню, но никогда насчет упрощения работы. Чем путь сложнее, тем он правильнее. Я не мазохист, но чем больше ты используешь материала для работы, тем она становится лучше, глубже. Да, это отнимает много времени, но оно того стоит. Создание молодого Уилла Смита – это результат науки и искусства, такого еще никто не делал. Уилл сегодня – это не Уилл 25-летней давности, его лицо изменилось. Технологии в кино позволяют сделать уникальные вещи, изменить то, что казалось знакомым.

Можно сказать, что вы гордитесь "Гемини"?

– Я горжусь каждым своим фильмом. Фильмы как дети, нельзя выбирать любимчиков. Но я правда чувствую гордость за то, что удалось сделать в "Гемини". И у меня была лучшая съемочная группа. Люди забывали про свое эго и были готовы учиться, расти, раскрывать. Это нелегко. Но как только ты входишь во вкус, то уже не можешь остановиться.

Чтобы вы сказали 23-летнему Энгу Ли с высоты своего возраста?

– Я бы послал его. Не хочу его встречать. Я думаю, что ни в жизни, ни в работе не должно быть сожалений. Все к лучшему. Это жизнь. Что прошло – то прошло. Нужно жить моментом. У нас у всех бывают минуты ненависти к себе, замаскированной под нарциссизм, мы считаем, что с нами что-то не так. Но это кино говорит: "С вами все нормально".