Режиссёры по большей части снимают фильмы о том, что волнует общество. Именно по произведениям киноискусства легко можно отследить человеческие страхи и чаяния на тот или иной период времени. Особенно чёткая картинка складывается, если судить по программам кинофестивалей класса А, куда в том числе входит Берлинский международный кинофестиваль, который в 67 раз пройдет в столице Германии с 9 по 19 февраля.

Что же волнует нас сегодня? Очевидно, что во главу угла основная масса режиссёров поставила кризис. Кризис экономический, политический и, как следствие, кризис ценностный. Как в отношениях между двумя людьми, так и в отношениях между целыми их группами: местным населением и беженцами, членами одной семьи и человеком со стороны. Но порой кризис в обществе оказывает влияние и на, казалось бы, прекрасные отношения между самыми родными и близкими. Они перестают понимать и принимать друг друга такими, какие есть. Именно проблема непонимания и неприятия, пожалуй, вот уже который год остаётся наиболее важной для населения Земли. Её и поднимают практически все картины, представленные в рамках Берлинале 2017. А вот варианты решения, как это обычно и бывает, разнятся.

Начнем с фильма-открытия фестиваля – участвующего в основной конкурсной программе "Джанго", режиссёрского дебюта Этьена Комара. Этьен не новичок в кино – он давно успел зарекомендовать себя как профессиональный продюсер и сценарист ("Лабиринты", "Мой король"). Свою картину он посвятил музыканту Джанго Рейнхардту, композитору, мастеру европейского джаза и основателю джаза цыганского. Фильм рассказывает о событиях 1943 года, когда в оккупированном немцами Париже уничтожались евреи, цыгане и другие представители "неполноценных" народов. И, конечно же, нацисты не признавали джаз. То есть концерты, которые устраивал Джанго, автоматически становились вызовом фашистской диктатуре.

Ещё один участник конкурса – "Обратная сторона надежды", второй фильм "трилогии портовых городов" финского мастера Аки Каурсимяки. Режиссёр уже несколько раз объявлял об окончании карьеры, но вновь возвращался на киноолимп с очередной работой. Так случилось и на этот раз. Повествует трагикомедия Каурсимяки о сирийском беженце, который бежал от ужасов войны и обосновался в Финляндии. В поисках друзей, дома и работы он терпит множество неудач, пока не встречает местного коммивояжёра. И теперь его жизнь заиграет самыми разными красками.

Кому-то в жизни повезло встретить нужного человека, но большинство пытается преодолеть кризис в одиночку. Такова и Фелисите в одноименной картине сенегальца Алена Гомиса. Исполнительница народных песен выходит на улицы столицы республики Конго Киншасы, чтобы помочь собственному сыну-подростку, попавшему в аварию.

Ещё одна настоящая женщина должна пройти чуть ли не все круги ада, чтобы отстоять собственное право скорбеть об умершем возлюбленном. А всё потому, что она когда-то была… мужчиной. Фильм "Фантастическая женщина" снял уже отмеченный наградами Себастьян Лелио (его "Глория" была представлена в Сан-Себастьяне в 2012, в Берлине в 2013, в Мадриде в 2014 году).

Но одно дело, когда ты не понимаешь тех, с кем незнаком. И совсем другое – когда другими глазами вдруг смотришь на тех, кого, казалось бы, хорошо знал. О таких вот "открытиях" и реакции на них нам расскажут, в том числе картины Орена Мовермана ("Ужин") и Терезы Виллаверде ("Замкнутый круг"). Уроженец Израиля, обладатель нескольких премий Орен Моверман решился экранизировать роман Германа Коха "Ужин". Вернее, изначально режиссёром должна была стать Кейт Бланшетт, Моверман лишь писал сценарий, однако потом всё переигралось. По сюжету блюда в ресторане, где встречаются члены одной семьи, подают практически в одно время с новостями. Мир катится в тартарары, а герои продолжают вкушать яства и успевают даже поругаться с официантом из-за десерта.

Фильм "Замкнутый круг" повествует о португальской семье, по благосостоянию которой ударил экономический кризис. Глава семейства погружается в уныние, мать работает в две смены, а дочь замыкается в себе. Но это ещё только начало истории…

Оригинальный вариант выхода из личностного кризиса предлагает нам фильм "Мистер Лонг" от японца Хироюки Танака, известного под псевдонимом Сабу. Он расскажет о том, как профессиональный киллер может оказаться неплохим, а главное успешным шеф-поваром. Теме выживания в кризис посвящена даже единственная представленная в конкурсе анимационная картина – чёрная комедия китайца Лю Цзяня "Хорошего дня".

Увидим мы на фестивале и другие рассуждения на тему кризиса и выхода из него – от режиссёров из самых разных стран мира. А вот российское кино, увы, в основном конкурсе не представлено. Правда, фильм англичанки Салли Поттер "Вечеринка" снял оператор Алексей Родионов ("Противостояние", "Адмиралъ"). А в секции "Панорама" за призы поборется российско-грузинская картина "Заложники", созданная Резо Гигинеишвили. Фильм этот основан на реальных событиях — захвате и попытке угона самолёта Ту-134 в 1983 году. Во внеконкурсной же секции NATIVe покажут целых четыре российские картины, затрагивающие жизнь коренных народов Арктики: "24 снега" Михаила Барынина, "Книга тундры: Повесть о Вуквукае – маленьком камне" Алексея Вахрушева, "Мальчик и озеро" Прокопия Ноговицына и "Бог Дьёсёгёй" Сергея Потапова.