В прокат вышла картина Валерия Тодоровского "Гипноз", отчасти основанная на его подростковых воспоминаниях. Metro поговорило с автором музыки к фильму Анной Друбич про тонкости работы в кино, успехи в Голливуде и сотворчество с отцом, режиссёром Сергеем Соловьёвым

Анна Друбич
Возраст: 36 лет
Родилась: в Москве
Написала музыку к фильмам:
"Звезда", "Ке-ды", "Большой", "Оптимисты", "Садовое кольцо", "Одесса", "Страшные истории, рассказанные на ночь"

Признаюсь, меня просто заворожила музыка в "Гипнозе" – она создаёт ощущение иллюзорности, полусна. Сложная была работа?

И да и нет. Нет, потому что Тодоровский доверяет и не загоняет в рамки референсной музыки, положенной под монтаж, избавляет от необходимости подражания каким-то, пусть даже и хорошим, авторам. Сложно, потому что это личная история, которая жила в человеке много лет, не отпускала его. И здесь не может быть фальши. Всё должно быть точно, деликатно и звучать так, чтобы услышать и понять то внутреннее состояние, которое было его источником, что, согласитесь, не так просто. В начале работы замышлялся триллер, я писала напряжённую музыку, так сказать, в жанре. Он слушал и говорил: "Нет, не то, слишком конкретно и жёстко". При этом тема Валерию Петровичу нравилась, но он просил, как вы сказали, чтобы завораживало, как в гипнотическом сне.

Насколько для композитора важно быть на одной волне с режиссёром?

На одной волне хорошо работать со всеми, а с режиссёром это необходимо. Это важно, потому что работа режиссёра с композитором в чём-то даже тоньше, чем, скажем, с актёром. Музыка в кино для многих режиссёров – ещё одно препятствие, с которым не все справляются – от этого боятся и пытаются обходиться без неё. Я переживала несколько болезненных опытов, когда всё вроде прекрасно: история и материал хорошие, режиссёр по-человечески приятен, а в процессе оказывается, что у вас полная нестыковка.

Какими специфическими умениями должен обладать кинокомпозитор?

Видеть, как музыка работает с изображением. Для многих прекрасных, выдающихся композиторов задача написать музыку к определённой сцене, с определённым хронометражем трудновыполнима. Умение забывать про собственное самовыражение, концентрироваться на истории, драматургии и работать на общую идею. И ещё быть насмотренным, наслушанным и свободным.

Вы активно работаете и в Голливуде. В этом году получили престижную награду BMI Film Music Awards за музыку к картине  "Страшные истории, рассказанные в темноте", продюсером которой выступал Гильермо дель Торо. Как удалось попасть на такой крутой проект?

Меня позвал работать на этот проект Марко Белтрами – замечательный и очень известный композитор. Он проводил мастер-класс в USС на программе кинокомпозиции, которую я в тот момент проходила. Тогда он отметил мои работы – ему понравилось, как я пишу. Где-то через год мы с ним случайно встретились в городе, на парковке. Я была уверена, что он меня и не вспомнит, но поздоровалась. Удивилась, что вспомнил, мы поболтали и всё.... Подумала, что это обычный small talk. Через какое-то время я уехала в Москву встречать Новый год и вдруг получаю письмо от Марко: "Ты где? Я звоню, у тебя номер отключен. А работа уже начинается. Ты приедешь?" Я, совершенно обалдевшая, хватаю первый попавшийся билет в Лос-Анджелес и лечу. Так я попала в команду к Марко и отработала у него 5 лет, можно сказать, в подмастерьях.

Что это значит?

Марко Белтрами очень востребованный композитор, часто работающий одновременно на 3–4 огромных проектах. Естественно, в одиночку это никому не осилить. Поэтому есть небольшая команда композиторов, которая ему помогает. Но индустрия так построена, что ты можешь много работать, но, пока у тебя нет самостоятельного большого проекта, очень сложно двигаться вперёд. Агенты на тебя особого внимания не обращают, ты буксуешь на месте. И вот в какой-то момент так сложилось, что Гильермо дель Торо предложил Марко поработать на новом проекте, но тот был занят на фильме "Ford против Ferrari", и Марко сразу предложил, что "Страшные истории..." мы сделаем вдвоём.

Судя по награде, всё получилось отлично.

Можно сказать и так... Но и без награды работа с дель Торо сама по себе бесценный опыт и награда. Конечно, с выходом большой голливудской картины с моим именем в титрах горизонты расширились.... И агентам ты становишься интересен, и здороваться с тобой начинают, и самостоятельные проекты появились... Но, как говорила Алиса в Стране чудес, "надо очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте...."

Читала в интервью несколько лет назад, что вы не планируете провести всю жизнь в Америке и не считаете эту страну своим домом. Что-то изменилось с тех пор?

Нет, не изменилось. Но привыкаю жить на два дома, в Москве и Лос-Анджелесе. К тому же работать интересно и тут, и там, а для меня это самое важное. Из-за пандемии жизнь перевернулась, изменила планы и многие усилия свела на нет... Всё как будто растворяется, но и приоритеты ясно и чётко определились. Как никогда...

Родители не просят остаться в России?

Для отца самое большое счастье в жизни – работа. И даже сейчас, в такой чудовищной ситуации, он говорит: "Аня, делай всё, чтобы ты могла работать". Мама считает, что я фанат и маньяк профессии – этим всё сказано. Они меня очень поддерживают.

Вы с папой продолжаете вместе делать фильмы?

Папа – первый режиссёр, с которым я работала. Потом мы сделали много фильмов и спектаклей. Но всякий раз он поражает меня своим безграничным умением художника создать из ничего, вдохновить и вовлечь в свой мир всех вокруг. Два года назад он приехал погостить в Лос-Анджелес. По удачному стечению обстоятельств там оказались его оператор Тим Лобов, с которым он только закончил фильм "Ке-ды", какой-то случайно попавший ему на глаза заброшенный ангар, виолончелист Женя Тонха, вот, собственно, и всё. Каким-то чудом все эти компоненты сложились в смешную, снятую за два дня короткометражку с дивным названием "Кто не любит Генделя, тот получит пенделя". Я написала музыку к ней. Сейчас у него выходит ещё одна короткометражка "Ути-ути". Так что он продолжает и снимать, и преподавать – набрал новый курс во ВГИКе, по Zoom читает лекции.

Не могу не спросить: у вас никогда не было искушения пойти самым очевидным путём для красивой дочери известного режиссёра и стать актрисой?

Нет, никогда... Я выросла на съёмочной площадке, и у меня с детства нет никаких иллюзий относительно себя и актёрской профессии. Актёром надо сначала родиться, а потом им стать. Одного без другого не бывает. А жизнь музыканта и композитора мне точно намного интереснее. (Смеётся.)


5 фактов о звезде

Всё, что вы хотели бы знать про Анну

1. Семья. Отец  – известный кинорежиссёр Сергей Соловьёв, мама – актриса и врач Татьяна Друбич. Когда родители развелись, девочке было 5 лет.

2. Признание. В детстве снялась в нескольких картинах отца, но интерес к музыке оказался сильнее. В 2006 году Анна окончила Высшую школу театра и исполнительского искусства в Мюнхене по классу фортепиано, а позже отучилась на кинокомпозитора в американском университете USC.

3. Кино. Первым фильмом, для которого Анна написала музыку, стала картина Сергея Соловьёва "О любви". Сейчас на счету композитора уже несколько десятков проектов – фильмов и сериалов – как в России, так и в Америке.

4. Успех. В 2020 году Анна получила награду BMI Film Music Awards за лучшую музыку к фильму ("Страшные истории, рассказанные на ночь"). Также Анна – обладательница "Золотого орла" за музыку к картине "Одесса".

5. Личное. Анна замужем за известным виолончелистом Евгением Тонхой. Пара воспитывает двух дочерей.